Почему дистанционка не работает в условиях карантина
«Дорогие учителя! Пишет вам мама двух детей-школьников, которые, как и большинство, в эти дни оказались дома: то ли на карантине, то ли на самоизоляции, в общем, сидят дома и учатся там же.
Я прекрасно понимаю, что вам нелегко, и могу только догадываться, насколько, по долетающим до меня признакам. Ну, например, по таким, что после первого заявления президента в пятницу утром вы сделали рассылку о том, что у детей с понедельника внеочередные каникулы, а через несколько часов написали, что каникулы отменяются и все будут всю неделю дистанционно учиться. Можно только предполагать, какие битвы, нервы и решения стоят за этими сообщениями.
Но, вы знаете, мы, родители, тоже не выдерживаем.
Нам сейчас очень тяжело — многие остаются без работы, многим сложно психически и эмоционально неделями сидеть дома, особенно на небольшой жилплощади с большой семьей друг у друга на голове. Мы, естественно, очень нервничаем из-за того, что происходит, а кроме того, многие из нас стремительно теряют деньги, ведь рубль продолжает падать, хоть из-за коронавируса эта тема и отошла на второй план. Многие не очень понимают, на что они будут кормить свою семью через месяц этого «карантина». Прибавьте к этому тот факт, что у большинства есть ещё какие-то обстоятельства, усложняющие для них эту ситуацию: пожилые родители, живущие отдельно, стремительно разваливающийся собственный бизнес, работодатель, отправивший в отпуск за свой счёт, хроническое заболевание, требующее регулярных лекарств и медицинских процедур, с которыми теперь всё совершенно непонятно, и так далее.
Большинству государство предложило самим решать свои проблемы. И оказалось за это время, что школа тоже ждёт от нас, что мы вдруг, никогда этому не обучаясь, не подписываясь сроду на домашнее дистанционное образование, возьмём на себя значительную часть обязанностей по обучению детей в этих условиях.
Поговорим о детях
Увы, далеко не всем из них эта ситуация легко даётся.
У кого-то мама с папой теперь целый день сидят в разных концах квартиры и работают — и это для них дезорганизующий фактор: вроде родители дома, но при этом не в доступе. Кто-то с СДВГ не может сидеть целый день дома, ему необходимо гулять, но такой возможности теперь нет. Многим тяжело принять эту внезапную смену режима, разрушение всего прежнего уклада. Кто-то совершенно не умеет заниматься «по компьютеру», потому что никогда раньше у них такой необходимости не было и мы с вами их этому не учили. Наконец, дети, так же, как и взрослые, переживают, тревожатся, нервничают, даже если родители стараются не погружать их в новости. Не мне вам объяснять, что они всегда прекрасно улавливают настроение родителей, которые… см. выше. Мой младший сын перестал нормально засыпать по вечерам, и после укладывания он то приходит к нам с какими-то бесконечными сообщениями о том, что ему мешает то и это, то ему страшно, то ещё что-то, хотя у нас нет телевизора и мы при детях текущую ситуацию не обсуждаем.
Недавно видела очень грамотный и разумный пост, где автор, психолог, объясняла, почему нам, взрослым, сегодня так сложно заставить себя что-то делать, руки опускаются и ничего не хочется — во всём виноват гормон стресса кортизол, который мы все сейчас активно вырабатываем и который при длительном стрессе даёт вот такой результат. Автор убеждала читателей не насиловать себя онлайн-возможностями, которые сейчас открываются перед всеми, и вообще отнестись к себе с повышенной бережностью и пониманием.
А дети его что, не вырабатывают? У них не могут опускаться руки?
Мне вспоминается обращение кого-то из руководителей учебного учреждения с Запада. Она сказала те самые слова поддержки и рекомендаций, которые нам бы так хотелось услышать сейчас от вас: дорогие родители, не старайтесь прыгнуть выше головы, не вините себя за то, что у детей сейчас что-то не получается, мы ко всему отнесёмся с пониманием, плохих отметок ставить не будем, строго спрашивать с детей не станем, все же сейчас в одной лодке плывём, всё знаем.
Но нет.
У старшей дочери за прошлую неделю — лебединая стая двоек в электронном дневнике (при том, что она выполняла все задания и участвовала во всех включениях). Ребёнок просто не понял новый материал, что в текущих условиях вполне объяснимо.
Может, не надо было вот так?
Меня почти никогда не расстраивали детские оценки, тем более что они у обоих детей почти всегда были хорошими, но в этот раз я завелась не на шутку. И рассердилась я отнюдь не на ребёнка, дорогие учителя.
Вы правда не понимаете, что сейчас не надо ставить двойки? Что это травматично, что многие дети не из-за лени что-то не делают и не понимают? Что это ТОЧНО не замотивирует их на более тщательную и скрупулезную работу в текущих условиях?
Но бог с ними, с двойками. Давайте я расскажу про младшего третьеклассника, тоже, кстати, отличника и умницу, по поводу «безделья» которого классный руководитель пишет мне теперь гневные сообщения.
У ребёнка пять (!) электронных ресурсов, на которых ему дают задания, плюс старые добрые учебники и тетрадки, по которым он тоже должен что-то делать, фотографировать и отправлять учителю.
Из этих пяти ресурсов один постоянно зависает, а второй вылетает. А ещё бывает, что ребёнок просто не понимает, что нужно, или случайно делает что-то не то: как, например, вчера, когда он два часа делал упражнения, а потом «что-то нажал, и всё исчезло».
Задание от учителя теперь занимает несколько страниц. Только задание, без объяснения нового материала, с подробным рассказом, что и с какого ресурса надо сделать. Всё понимаю, но даже я устаю, просто прочитав его. А ведь всё это надо ещё и сделать.
В общем, вчера он учился с 10 утра (одна радость — не надо рано вставать) до 18 вечера с получасовым перерывом на обед. Нормальный такой вполне себе восьмичасовой рабочий день у десятилетнего ребёнка. Без выходов на улицу и смены деятельности.
Кто там что говорил про вредность длительного сидения за компьютером? Кого это сейчас интересует?
Наконец, когда одновременно папа проводит переговоры по видео, у двух детей — онлайн-уроки, а у мамы — встреча в интернете с клиентом, вайфай ожидаемо отказывается нормально работать в такой обстановке.
Это у нас.
А ведь ещё есть дети, у которых нет телефона и компьютера. Есть те, кто уехал на дачу, а там нет интернета. Есть, наконец, работающие родители, которые не могут дать компьютер ребёнку просто потому, что работают на нём. Или компьютер один, а детей — трое. Или все сидят вчетвером в одной комнате и на кухне, потому что живут в однокомнатной квартире…
Наш родительский чат, вполне корректный и лояльный к школе в любое другое время, воет. Мамы и папы (в основном, конечно, мамы, особенно жалко одиноких), которым надо приготовить на всех, прибраться и поработать (или съездить на работу), купить продукты или разобраться со всеми доставками, должны ещё при этом отслеживать, когда кого из детей надо загнать «на урок», сделано ли задание и отправлено ли учителю, кому на какой платформе что задали. Говорят, что сидят рядом с ребёнком по полдня, руководя им, направляя и контролируя.
Но это же караул!
Мы с вами несколько лет учили их самостоятельности, боролись за то, чтобы они ответственно относились к выполнению заданий, медленно и бережно, за руку вели их по этим маршрутам самостоятельности, постепенно отпуская.
Теперь всё псу под хвост…
Мне бы очень хотелось в этот период от школы понимания и поддержки.
Чтобы школа в нынешних условиях принимала в расчёт тот факт, что в семьях — у нас, например, где всего-то четыре человека — минимум в три раза вырос объём готовки и, соответственно, уборки, грязной посуды и так далее. Кто-то остался без няни и домработницы, возможно, с младенцем на руках. А врачи теперь рекомендуют ежедневно проводить влажную уборку, особенно если кто-то из семьи выходит на улицу (в магазин, аптеку, на прогулку с собакой). А мама с папой работают. А бабушка, которая раньше приезжала помогать, сейчас по понятным причинам приехать не может. Естественно, дети сегодня поневоле вовлечены в домашнюю жизнь больше обычного — и это тоже отнимает их время и силы.
В одной знакомой школе взяли и отменили детям плановые каникулы и продолжили дистанционное обучение. Логика мне понятна: «Давайте детей чем-нибудь займём, ведь они не смогут в этот период ни на улицу выйти, ни уехать куда-то. Нужно что-то придумать, чтобы они не болтались в телефонах целый день и не маялись от безделья». Но, может, вы всё-таки будете принимать такие решения совместно с родителями? После 2–3 недель самоизоляции многие родители ждали передышки от разрывания на части между ноутбуком, плитой и детскими занятиями, как манны небесной!
Может, пусть в каникулярную неделю дети займутся проектами, пением, пусть педагоги дополнительного образования подключатся…?
Или, может, вы сделаете им подборку ресурсов, которые вы рекомендуете «посетить». Лектории, театры, библиотеки… Ведь у детей сейчас есть уникальная возможность «заглянуть» и в Венскую оперу, и «побывать» на «Лебедином озере» в Большом театре, и «прогуляться» по Лувру, и так далее?
Или подборку фильмов и мультфильмов, которые необходимо посмотреть. Так сказать, классику для общего развития, которую они, возможно, не видели: «Собачье сердце», «12 стульев», «Шерлока Холмса». Или даже подборку фильмов о Великой Отечественной войне, которую они вряд ли посмотрят по своей воле: «А зори здесь тихие», «В бой идут одни старики», «Родная кровь» и так далее. И посмотреть их вместе с детьми, комментируя, помогая им понять не очень понятное. Или устроить пижамную вечеринку по интернету — самое для неё время! Или просто совместный с детьми обед, где каждый приготовит что-то своё и расскажет о любимом блюде!
Вариантов — миллион.
Ведь эта неожиданная пауза — возможность по-другому узнать детей и сделать вместе с ними то, на что раньше не хватало времени: обсудить любимые книги, мечты о том, что дети сделают после карантина, их планы на будущее и так далее. И, кто знает, может, это полезнее, чем обычные школьные уроки.
И мне кажется, что сейчас надо думать не о том, как «натянуть сову на глобус», то есть впихнуть в этих условиях в детей обязательную программу, а о том, как помочь им наименее травматично пережить этот сложный период. Сдвинуть выпускные экзамены, начать следующий учебный год раньше, не зачесть это учебное полугодие и так далее? Скорректировать объём программы до уровня, который позволял бы детям ежедневно быть чем-то занятыми, но при этом не драть с них три шкуры за непонятное, несделанное (по причине проблем с интернетом, например, тяжёлого материала, сложностей работы с ресурсом), несданное? Обсудить с родителями, какие действия они считают оптимальными в этих обстоятельствах?
Давайте решим, что сейчас задача — помочь детям и их родителям, а не достичь расчётных показателей по ЕГЭ, общей успеваемости и олимпиадам? Давайте отложим это на время? Давайте вот именно сейчас, именно здесь вспомним, для чего нужны школы. А они — не для рейтингов. И в этом году им не удастся добиться сверхвысоких высоких показателей: все отстанут, все провиснут — и это нормально. И пусть! Не надо сейчас тратить ресурсы: ни ваши, ни наши, ни детские — на достижение результата, который потребует от всех невероятных усилий в неподходящих обстоятельствах, и — давайте уж будем честны — не является жизненно важным. Сейчас важно совсем другое, и данная ситуация — во многом для того, чтобы объяснить нам это.
Нас учили, что школа готовит к жизни. Вот она, реальная жизнь. К которой никто не был готов, но которую сейчас надо прожить максимально спокойно, не прибавляя друг другу лишних сложностей.
Спасибо за внимание».