Мой дом — моя школа: плюсы и минусы домашнего образования

Семейное (домашнее) образование у одних родителей вызывает скепсис и недоумение, у других — пристальный интерес. Но всё больше родителей сознательно отказываются от посещения общеобразовательной школы и берутся обеспечивать образование ребёнка своими силами. О плюсах и минусах домашнего образования и других альтернативах традиционной школе рассказывает эксперт Family Tree, нейропсихолог, консультант по вопросам обучения детей Анна Высоцкая.
Поделиться

В России в распоряжении родителей есть несколько образовательных моделей. Самые распространенные предполагают обучение вне семьи:

  1. сильная школа;
  2. школа во дворе;
  3. альтернативная школа;
  4. школа-клуб (семейная школа).

Первые две модели хорошо известны и в особых пояснениях не нуждаются. Третья, альтернативная школа, означает обучение по авторским программам (Вальдорфская, Монтессори, система Эльконина-Давыдова). Четвёртая — это объединения родителей, которые самостоятельно организуют занятия детей с приглашёнными педагогами.

Особняком стоит пятая форма — домашнее образование, о котором страхов и домыслов зачастую больше, чем достоверной информации. Поэтому про обучение в семье в этой статье мы поговорим чуть подробнее.

 

Сложный выбор

При выборе модели обучения разумно исходить из того, что решение принимается «здесь и сейчас». Иначе говоря, ограничьте свои планы одним учебным годом или только начальной школой. Будьте гибкими. Многое может измениться: место жительства, желание самого ребёнка ходить в школу, появление других детей. Выбирать нужно ту стратегию, которая вам как родителям подходит конкретно в этом учебном году и будет удобна и приемлема именно для вашей семьи.

Второй аспект, который важен при выборе образовательной модели, — родительская мотивация. Исходить нужно не из страха, а из наличия свободы выбора. Не «Я боюсь, что случится то-то…», а «Я выбираю это для того, чтобы…». Стандартные опасения родителей, которые отдают предпочтение школе: дома ребёнок перестанет учиться, будет всё время проводить в интернете за просмотром видеороликов, не научится общаться и не сможет социализироваться, не усвоит нормы поведения и так далее. В свою очередь, родители, которые думают отказаться от школы, боятся, что там его научат плохому, будут травить, подавлять творческую активность, что он «подсядет» на гаджеты и порнографию.

Таким образом, родители рисуют в своём сознании страшные картинки, но это только мешает сделать правильный выбор. Необходимо задаваться вопросом: «Для чего?» Если я хочу, чтоб ребёнок усваивал социальные нормы и общался, — тогда пусть идёт в школу. Если я хочу сама с ним больше проводить времени, водить в музеи, зимовать в тёплых странах, чаще видеть его, — тогда есть смысл сделать выбор в пользу домашнего обучения.

Спросите себя, чего вы хотите? Подробно опишите свой идеальный вариант. Именно в момент формулирования модели к вам придёт понимание. Если окажется, что из тех нескольких вариантов, что у вас есть в запасе или в планах, ни один вас полностью не устраивает, — ищите новые. Не должно быть черно-белой парадигмы.

Но, с другой стороны, не требуйте идеальности ни от школьного обучения, ни от домашнего. Научитесь видеть разные аспекты, вычленять главное для вас — и тогда будет проще решать текущие проблемы, которые не затрагивают основных ценностей и сделанного выбора. Например, нюансы, связанные с питанием в школьной столовой, или конфликт с одноклассником — это не повод переходить на домашнее обучение. Это решаемо без кардинальных перемен в модели обучения.

 

Home Sweet Home

Теперь рассмотрим семейное образование. Что же в нём есть такого, чего нет даже в самой лучшей школе? Какими ресурсами оно обеспечивает ребёнка?

Прежде всего это собственно семья. Так бывает, что ни дети, ни родители не готовы к сепарации. Есть семьи, в которых безусловная ценность, — быть вместе, исследовать мир, общаться, путешествовать. Это могут быть многодетные семьи, родители в них могут не работать, такая семья может жить за городом. Возить ребёнка в школу и встречать его оттуда — неудобно, дискомфортно. Ведь дети играют друг с другом, им весело, интересно. Они друг для друга поддержка и опора. И тогда домашнее обучение кажется более разумным для всех.

Второй ресурс, который не предоставляет школа, — время. Например, для игр. В школе свободной игры нет даже на продлёнке. Дети просто ходят по кружкам после уроков, будучи вписанными в жёсткий график. Большинство детей не готовы резко, вдруг отказаться от игр. Им необходимо свободное, личное время и пространство, чтоб парить в творческом процессе. Важно иметь возможность поскучать, побыть наедине с собой, услышать себя, быть в контакте с собой. И именно это даёт тот дом, где ты живёшь в собственном, а не навязанном ритме.

Кроме того, в это свободное время можно читать, играть, дружить, общаться. Продолжается счастливое детство, когда ребёнок ещё не скован обязанностями и режимом. Кроме того, у него нет проблем с адаптацией — просто в привычной жизни появляются уроки, задаётся новый ритм. Но принципиально ничего не меняется.  Сохраняются увлечения и свобода перемещений.

 

Обманутые ожидания

Чтоб не оказаться у разбитого корыта, отказываясь от школы, очень важно трезво оценивать ситуацию в семье. Кому не подходит домашнее обучение?

 

Прежде всего, семьям в нестабильной ситуации. Когда между отцом и матерью нет договорённости, нет единого понимания ценностей в том, что касается образования ребёнка. Мама, истощённая семейный кризисом, вряд ли сумеет организовать обучение. Более того, в такой ситуации именно школа может оказаться хорошим решением и разгрузит родителей.

Второе препятствие к домашнему образованию — низкий уровень самоорганизации у родителей. Самоорганизация — это навык, он вырабатывается примерно до 13 лет. У семилетнего ребёнка его не может быть. Именно родители должны задать обучающий ритм, показать, что это серьёзно и необходимо, — так же, как, скажем, гимнастика или ежедневный душ. Если дома царит хаос, то ребёнка будет трудно мотивировать к обучению. Не стоит надеяться, что он сам захочет учиться. В результате этого хаоса у родителей появляется тревожность, они чувствуют, что не справляются. В такой ситуации могут быть полезны внешние рамки — например, семейные клубы-школы.

Третью проблему зачастую недооценивают. Это финансовый вопрос. Предположим, родители не хотят примерять на себя роль учителя, а решили делегировать процесс обучения репетиторам. Готовы ли вы тратить деньги на постоянной основе? А если вы решили сами дать ребёнку навыки начальной школы, не испытывая к тому рвения, лишь по необходимости, потому что семейное образование кажется вам единственно правильным, — как быстро у вас начнётся педагогическое выгорание? Всё ваше свободное время будет занято. Насколько вас хватит? Не возникнет ли чувства, что эта схема навязана вам?

В общем, если денег в семье мало и этот ресурс ограничен, то учиться дома будет тяжело.

 

Закон и порядок

Да, государство разрешает не водить ребёнка в школу, но совсем отпустить ситуацию на самотёк не позволит. По закону нельзя не обучать ребёнка, это нарушает его права. Отказываясь от школьного обучения, вы должны поставить в известность местные органы образования и органы опеки. Кроме того, ребёнок должен проходить аттестацию. Не обязательно это делать каждый год — зависит от состояния здоровья, например, или готовности ребёнка. Но в четвёртом и девятом классе пройти аттестацию необходимо всем детям.

Обычно она проводится один-два раза в год при полностью домашнем обучении. Если с учителями школы выбран индивидуальный учебный план и обучение ведётся на заочной основе, то аттестация ставится в течение года на основании контрольных, рефератов и так далее. В школе дистанционного обучения — один-два раза в год либо сдача экзаменов по индивидуальному графику.

Есть ещё одна малоизвестная, но комфортная форма обучения, сочетающая в себе школьное и домашнее обучение. Это очно-заочная система. Например, ребёнок, находясь на семейном обучении, посещает языковую школу (прикреплён к ней и в ней проходит аттестацию). И посещает он, скажем, только уроки иностранного языка. Таким образом родители экономят на репетиторе. То есть язык у него — очно, а все остальные предметы — заочно: тесты, контрольные и т.д.

Другой пример: ребенок посещает все предметы, но какие-то факультативы проходит на базе семьи и по договорённости с преподавателем, который ведёт эту дисциплину.

Ни одна школа не может отказать в вашем желании индивидуализировать учебный график. Но лучше для этого выбирать обычные школы: с ними проще договориться о таких вариантах обучения.

Вам может быть интересно:

Вас могут заинтересовать эти статьи