Коуч Евгения Ганиева: «Хватит развивать то, что у нас плохо получается. Давайте сосредоточимся на том, в чем мы сильны!»
Перед профориентацией все равны. Мы живем в совершенно другое время, чем то, в котором получали образование. Все изменилось и продолжает меняться, и взрослому человеку так же сложно выбрать себе профессию, как подростку. В этом смысле взрослые и дети находятся в равных условиях.
Поиск себя как стиль жизни. Получить образование раз и навсегда, на всю жизнь? Сегодня это утопия. Придется постоянно уточнять и повышать свою квалификацию, делать резкие повороты в карьере, все менять и начинать заново. Были математиками — вдруг захотим стать писателями или стилистами, выучились на врачей, а потом вдруг ударились в рекламу или реставрацию антикварной мебели. Для этого нужны гибкие мозги и такое же гибкое отношение к своим возможностям (да-да, те самые soft skills).
Развиваем то, что перспективно. Мы привыкли к тому, что во время обучения нужно прокачивать сферы, в которых у тебя все плохо: зачем заниматься русским языком, если ты и так грамотен? Физика на четыре подождет, давай лучше двойки исправлять. А интереснее делать все наоборот: бросьте развивать то, с чем у вас плохо, сосредоточьтесь лучше на том, что у вас получается. Станьте еще лучше в том, в чем вы хороши.
Наблюдаем за детьми. Самое важное — это распознать те самые сферы, в которых наши дети окажутся самыми сильными. Это могут быть совсем не те кружки, которые мы им выбрали, и не те занятия, на которые тратим больше всего времени, денег и нервов. Например, мы жалуемся на то, что дети постоянно сидят в телефонах, но именно телефон может подсказать, в чем наш ребенок хорош, в чем его сила: в скорости принятия решений, в методичности, в логике или в чем-то еще. Проследите, какие игры он выбирает? С какими задачами? Тут и будет ответ.
В фокусе — надпредметные умения. Не так интересно осваивать навыки конкретной профессии: они могут или не понадобиться, или через три года совершенно измениться. Но важно развивать себя, приобретать универсальные навыки, которые потом подойдут вам для любого рода деятельности. Если вы учитесь на врача, то прокачиваете, к примеру, педантичность, аккуратность и умение комплексно оценивать ситуацию. Потом эти умения вам пригодятся во всем, чем бы вы ни занимались.
Говорить с детьми о профессии необходимо. Уже с раннего возраста можно начать задавать ребенку структурирующие вопросы: они помогут лучше разобраться в том, что ребенка интересует. Вот, к примеру, десятилетний боец заявляет: хочу быть блогером и получать деньги. Задайте ему вопросы: «А кто тебе будет платить? За что именно? Как выглядит и как работает реклама в блогах? Что нужно, чтобы твои записи можно было монетизировать? Как ты найдешь себе рекламодателя?» Задавать все эти вопросы нужно не между делом, а тогда, когда у вас спокойный глубокий диалог — например, вы беседуете за завтраком или едете куда-то в машине, вас ничто не отвлекает и вы готовы вместе подумать над ответами.
По мотивам лекции Евгении Ганиевой «Роль родителя в выборе профессии подростком» во время фестиваля «А девочкам можно?» (лекторий подготовлен при содействии проекта Family Tree).