Как я приняла свою тревогу
И вот ребенок появился на свет. Было очень страшно и тревожно. По любому поводу. «А если вдруг?..» — эта мысль преследовала меня постоянно: а вдруг, а вдруг, а вдруг! Из тревоги рождался гнев. Из гнева — чувство вины: «Да что я за мать такая? Бедный мой ребенок! Бедный, несчастный малыш!» А дальше — стыд. Стыдно было признаться кому-то, что мне тяжело и плохо, что я злюсь, не справляюсь, не радуюсь. И так я ела саму себя изнутри, пока не узнала, что через это прошли все мои подруги, мои тетушки и даже бабушки. Но во времена моих бабушек не принято было говорить о тяготах материнства.
Мне повезло больше. Сейчас у молодой мамы есть информация, есть поддерживающие сообщества, есть книги, статьи, лекции, курсы. Я начала изучать себя, свои чувства, стала учиться помогать себе. И тогда я сделала открытие, которое изменило мое материнство (да и жизнь в целом).
Прежде всего я думала, что «хорошая мать» — это та, которая не испытывает всех этих «ужасных» чувств: страха, раздражения, гнева и, как результат, чувства вины и стыда. Позже на смену пришла другая мысль: хорошая мать эти ужасные чувства умеет подавлять, борется с ними, искореняет их. И наконец я осознала: не нужно стыдиться своих чувств (и вовсе они не ужасные), не нужно их подавлять и искоренять. Их надо уметь принять, понять и взаимодействовать с ними.
Принять тревогу, принять раздражение, гнев, страх и чувство вины. Понять, для чего они нужны нам. Выяснить, что за ними стоит. Откуда они берутся и что хотят мне сказать, от чего уберечь. Подробнее об этом рассказывается в цикле о токсичных чувствах: тревоге, гневе, вине и стыде «Под диваном — никого 2.0». Автор курса — известный специалист Марина Травкова, практикующий психолог, семейный психотерапевт. Курс доступен в двух форматах: видеозаписи и конспектов. До 31.01 действует сниженная цена.
Марина буквально с первых минут вводной лекции использует практические задания, и на протяжении всего курса приходится не только эмоционально, но и физически включаться в процесс.
Я думаю, что никогда не перестану тревожиться за своего ребенка. Я буду раздражаться, злиться, буду бояться и стыдиться. И это нормально. Но я точно больше не буду есть себя живьем и считать, что я плохая мать. И не буду тем самым отравлять жизнь ни себе, ни сыну.