Дебора Макнамара: «Игра как способ стать самим собой»

О роли игры в жизни ребенка много говорят и пишут: она развивает, учит думать, общаться, помогает осваивать социальные роли… Профессор Дебора Макнамара утверждает, что свободная игра ни больше ни меньше помогает ребенку стать самим собой.
Поделиться

Пройдем по следам лекции Деборы на благотворительном фестивале «Family Tree Fest: живу, играю, помогаю!» и посмотрим, каким образом наши дети, играя, обретают самих себя — и что нужно сделать, чтобы все получилось именно так.

 

Что такое настоящая игра?

Профессор Макнамара выделяет пять основных признаков настоящей «качественной» игры.

  1. Игра — это такое занятие, в котором ценен сам процесс. Как только вы начинаете в игре фокусироваться на результате — все, игра превращается в работу, задание, урок, тренировку или какую-то другую скукоту. Например, когда вам важно не заниматься постройкой замка из песка, а достроить его, причем так, чтобы он был самым красивым на пляже — это уже не игровая задача. Подлинная задача игры — играть! 
  2. Все что происходит в игре — строго понарошку. Никто на самом деле не умрет, не обидится, не плохой, поэтому за твое спонтанное решение и за твою роль никто тебя не будет ругать, стыдить, пилить и воспитывать. И здесь же: игра — это безопасно. Какое бы решение ты ни принял, ничего плохого не случится. 
  3. В игре нельзя отсидеться, ничего не делая. Игра — это способ выражения себя, поэтому ребенок погружается в нее целиком, выдает свои решения, совершает поступки, принимает решения, пусть даже это решение — вдруг все сломать или пойти закопать в песочнице кукол, которые изображают пиратов. Компьютерная игра в этом смысле не вполне отвечает требованиям «Игры», так как в ней человек не всегда выражает свои эмоции.
  4. Игра не бывает без вовлеченности. Пока ребенок погружен в игру целиком, пока она является его реальностью, такой же, как чашка на столе — игра живет. Играть одним глазком невозможно. 
  5. Настоящая Игра не бывает без свободы. Только когда ребенок сам устанавливает правила, сам придумывает, сам закручивает сюжет, сам решает выйти из игры или вернуться в нее вновь — тогда игра действительно развивает. Даже если в игре есть установленные правила, ребенок вправе их переписать, перепридумать, договориться, пойти в обход — и в этом сила, а не жульничество, как считают многие взрослые.   

 

И как же такая игра делает человека собой?

Она работает как инкубатор для личности. Ребенок попадает в пространство игры, безопасное, уютное, и в то же время привлекающее, зовущее, требующее действовать, чувствовать и мыслить… Он оказывается как будто в защитном невидимом пузыре. Вот он едет в автобусе: вокруг люди, шум, чьи-то шубы, а он водит пальцем по стеклу, оставляя следы, его палец — это звездолет, он исследует гладкую поверхность фантастической планеты, ему что-то грозит, кто-то помогает… Он в пузыре, он защищен со всех сторон, и в это время в нем зреет огромная сил. Играя, ребенок постепенно осознает, что он за личность, что в нем есть, сколько всего он может в этой жизни.

В игре можно высказать все, что трудно высказать в реальности: тревоги и страхи, накопившуюся агрессию, свои заветные желания и фантазии. В этом смысле свободная игра — это терапия, необходимая для психического здоровья и благополучия. Например, если у ребенка был тяжелый день, проще об этом не поговорить, а поиграть: час игры расскажет маме больше, чем долгие беседы, и поможет сбросить напряжение.

Мы не упоминаем о других важнейших функциях игры: наверняка вы и сами знаете, что свободная игра является и колыбелью креативного мышления, и источником стрессоустойчивости, и тренажером для развития коммуникативных навыков… В конце концов в игре формируется эмоциональный интеллект, а благодаря ему ребенок научится отделять эмоции от мыслей. Только после этого, по словам Деборы, ребенка можно «усадить за парту»: начать давать задачи, учить, тренировать. До этого момента вся учеба должна протекать в процессе игры (а не «в игровой форме», что зачастую просто невозможно).

 

Так что же нужно сделать, чтобы ребенок заиграл?

Потенциал для игры есть в каждом ребенке. Он прячется глубоко и почти не показывается, если условия жизни ребенка не способствуют играм. И наоборот, игра вылезает, выпирает, выглядывает отовсюду, если условия есть. Как их создать?  

  1. Дайте время для игры. Следите за тем, чтобы никакие срочные дела не отбирали время у игры, не подменяли ее собой, как это часто происходит с заданиями для раннего развития, прописями и другими «рабочими задачами».
  2. Дайте пространство. Его не так уж много и надо, но путь в нем будет можно все: разбросать игрушки, развесить плакаты, испачкаться — в общем, чем больше свободы будет в этом пространстве, тем лучше.
  3. Обеспечьте базовые потребности. Ребенок сам пойдет и начнет играть, если он не очень голоден, не жутко устал, у него ничего не болит, он не напуган, не огорчен, не привык к тому, что каждую минуту жизни его чем-то развлекают и занимают. Если у вас целый день один мастер-класс за другим и в перерывах мультики, даже вздохнуть некогда, игре это помешает.
  4. Освободите пространство игры от слишком подробных инструкций. Техника безопасности — да, способы выйти из игры (стоп-слово или предмет, который действует как остановка, например, колокольчик, в которой можно позвонить и «сбросить игру») — очень хорошо. А советы и инструкции о том, как играть, как правильно играть, как нужно и не нужно играть, ребенку скорее помешают.
  5. Не заставляйте ребенка работать. Работать не на кухне, не в офисе, а неустанно работать над отношениями: в паре «взрослый-ребенок» это — дело взрослого. Именно вы отвечаете за контакт ребенка с миром, за защиту от внешних раздражителей, за вашу с ребенком любовь и привязанность, за крепкую и прочную связь, которая способна дать то самое чувство безопасности в жизни — и в игре.

Если ребенок тревожен, фрустирован, одинок, если ему постоянно нужно завоевывать внимание взрослого, угождать, пытаться понравиться взрослым, сомневаться, любят ли его, добиваться внимания, доказывать, что он молодец, — на это уходят все его силы, а на игру остается совсем чуть-чуть. Ребенок, которому не нужно работать над отношениями с близкими, играет щедро и наотмашь, бесстрашно, пускаясь во все тяжкие, бросая вызов высоким горам и деревьям, сколачивая из стульев плот для пересечения океанов — потому что он знает, что родители его любят и, если что-то случится, ворвутся в игру и спасут.

 

Итак, резюмируем:

Чтобы ребенок сформировался как личность, ему нужно играть.

У игры есть обязательные признаки, которые отличают ее от урока, работы и других занятий. Теряя эти признаки, игра легко трансформируется в другие виды деятельности.  

Игровой потенциал ребенка раскрывается, если создать ему необходимые условия, и база для этих условий — безусловное принятие и надежная привязанность между ребенком и его взрослыми.

Пока ребенок не сформировал в игре ряд необходимых навыков и умений, бесполезно пытаться его обучать «за партой»: это будет травматично и малоэффективно.

Нужно ли для игры много игрушек? Необязательно. Должен ли взрослый все время играть с ребенком? Нет, достаточно только «запустить машину», кое-что показать на самом старте, и дальше ребенок начнет играть сам, а потом и с товарищами, если только у него будут для этого необходимые условия.

А вот что неплохо бы сделать, чтобы ребенок развивался в игре:

  • Занимайте доминирующее положение в отношениях. Ориентируйте, ведите за собой, принимайте решения, заботьтесь. Ребенок должен понимать, что он может на вас положиться.
  • Не ждите, когда ребенок попросит любви. Давайте сами, давайте даже чуть больше, чем они просят. Это не значит, что детям ни в чем нельзя отказывать: смело говорите «нет» там, где это нужно, но везде, где можно ласкать, баловать, радовать, наполнять — будьте щедры.  
  • Берегите игру. Не разменивайте ее на структурированные занятия и формализованные развлечения, не торопитесь с учебой, не отнимайте у ребенка время для игр и свободу в игре: где, как не в ней, он узнает, насколько он силен и на что способен?

 

***

Психолог Дебора Макнамара — участник лектория на благотворительном фестивале «Family Tree Fest: живу, играю, помогаю!». Узнать подробности и приобрести записи лекций можно по ссылке https://gamefest.family3.ru/

 

Над материалом работала Александра Чканикова.

Вас может заинтересовать:

Вас могут заинтересовать эти статьи