Нет сил. Это нормально
Что делать, если вы или ребенок ощущаете упадок сил? Рассказывает психолог Ирина Млодик.
Меня просто поражает, насколько в нашей столичной культуре не принято про это говорить и даже ощущать. Давайте посмотрим, как мы живем. У нас полгода зима, мы просыпаемся, темно за окном, то снег, то растаяло, то замерзло.
Если ребенок далеко ездит в школу: метро, тучи людей, которые мимо него проходят, остановки и пересадки, — все это отнимает силы, и, конечно, детям трудно, и нам трудно. Мы встаем с утра на работу, и нам не хочется, и детям иногда не хочется. Нам трудно комбинировать их нытье.
Некоторые мамы жалуются, что ребенок встает с утра и говорит: «Я не хочу в школу». А вы хотите, чтобы он вставал с утра в феврале и радостно бежал по темной улице в метро? Нет, не побежит, даже если он любит школу или секцию. Иногда просто тяжело выйти из дома и куда-то доехать.
Есть дети, у которых очень много эмоций, переживаний. И эти эмоции, переживания могут быть довольно скрытые. То есть, если ребенок тихий, интровертный, тревожный, то пришел в школу, даже если не было никаких контрольных, просто высидел уроки, Вася не так смотрел, Петя сплетничал, Клава, наоборот, отбирала какой-то пенал, учитель хмурила брови, и все для ребенка это может являться переживанием. Переживания, тревога, страх, сильные чувства отнимают очень много психических сил. Дети устают.
Любое чувство ребенка мать может вместить в себя, то есть послушать, переварить и сказать: «Я понимаю, ты устал, тебе не хочется, но нам нужно идти в садик». Это контейнирование: помещение тех чувств ребенка, которые ребенок сам не может переварить, в психику матери, которая это как-то перерабатывает и выдает ему в виде какого-то короткого послания: «Темно за окном, трудно вставать, неприятная погода, ты недоспал, бедный малыш». Вы его жалеете, а потом говорите, что все равно в садик нужно идти. Или в школу.
Почему родителям по утрам трудно выдерживать «нежелания» детей?
- Когда у мамы самой много эмоций, ей бы самой поныть, она сама с утра встала никакая, ей бы самой кому-то пожаловаться, а тут еще надо слышать жалобы ребенка, и тогда ей как будто некуда это положить, у нее самой много слишком чувств, тревог много, переживаний и т.д.
- Трудно контейнировать, когда у матери самой психика не очень дозревшая, и все трудно выдерживать, и все хочется тоже выплеснуть самой. Если ваша психика это не выдерживает, то тогда вы выплескиваете на ребенка и говорите: да кого это интересует, чего ты ноешь, пошли уже, и все.
И здесь важно сочетать две вещи: способность переваривать, поддерживать его, и какая-то твердость, если вам нужно идти к врачу или идти в школу. Ребенок ощущает твердость ваших намерений или ее отсутствие. Если твердости маловато, то трудно продвигаться…
Итак, все-таки, если нет сил, то мы это, как минимум, принимаем, контейнируем, либо выстраиваем такую практику, в которой вы и ребенок умеете отдыхать.