Почему взрослые не любят играть и что с этим можно сделать?
Два взгляда на игру: взрослый и детский
Взрослые живут, глядя в будущее. О будущем взрослый беспокоится и волнуется. Поэтому игра — процесс нелогичный, без ясной цели и значения — кажется взрослому человеку бессмысленной и неинтересной. Взрослый во всём хочет видеть возможность «стать», «уметь».
Детская позиция в игре (как, в общем-то, и в жизни) ориентирована на момент настоящего, на «здесь и сейчас». Дети видят во всём возможность «быть».
Эти две позиции — взрослая и детская — могут «встретиться» в рамках игры и быть сбалансированы так, чтобы право детей на свободу и самовыражение не нарушалось.
Детская позиция в игре
Игра для ребенка — выражение его свободы. Новая социология предлагает обратиться к самому ребенку, дать ему слово, посмотреть на жизнь его глазами. Нам следует перестать оценивать игру как «правильную» и «неправильную», «полезную» и «вредную». Все игры важны для ребенка одинаково.
Для нас, родителей, в таком отношении к детской игре есть несколько трудностей. Ведь игры непоследовательны, хаотичны, порой, агрессивны. Это шум и беспорядок. И мы часто заранее пытаемся ограничить то, что на самом деле не требует ограничений.
Что можно сделать
- Определите безопасные границы: с чем и как можно играть, как долго, как громко, в каком месте дома или во дворе. Возможность следовать границам растет вместе с ребенком, главное — терпеливо и постепенно их устанавливать, обсуждая правила вместе с ним.
- Наблюдайте за игрой, не оценивая, не организуя. При желании вмешаться и ограничить ход игры, прислушайтесь к собственным чувствам — какой страх стоит за этим желанием: остановить игру или подсказать другие варианты?
- Относитесь к ребенку как к учителю, который покажет вам, что такое свобода и спонтанность, без мыслей о логичности и последствиях.
Навык присутствовать в моменте, быть «здесь и сейчас» пригодится не только в игре, но и в других обстоятельствах взрослой жизни.
- Поищите своего внутреннего ребенка. Возможно, он скучает и хочет поучаствовать в игре на «детском» уровне.
- Если расслабиться сложно, попробуйте подремать рядом с играющими детьми и прислушаться к своему воображению. Это своего рода трансовое состояние может оказаться для вас ресурсным.
- Не стремитесь полюбить играть с детьми раз и навсегда. Всякий раз отмечайте для себя часы или даже минуты позитивного опыта без чувства вины за то, что в остальное время вы играть не хотите.
Взрослая позиция в игре
С точки зрения рационального, педагогического подхода (с позиции взрослого), ребенок — это не субъект, а объект. Его следует развивать, чтобы сделать из него «правильную» человеческую модель. А значит, не все активности детей служат развивающей цели. Эксперты-педагоги делят игры по степени важности, вносят иерархию и предлагают множество теоретических подходов. Нельзя сказать, что экспертный подход устарел. Многие техники важны и часто применяются дошкольными педагогами, а также родителями, которые предварительно прошли обучение основам.
Что можно сделать
- Практиковать направленное наблюдение за игрой с целью выявления актуальных задач в жизни ребенка. Посмотрите, как дети играют: какие темы возникают чаще, как ребенок чувствует себя во время игры и проявляется в общении с другими детьми?
- Участвовать в игре. Делать это можно несколькими способами:
— Планировать и организовывать игру заранее, продумывая развитие необходимых навыков и способностей ребенка.
— Повышать уровень игры, спонтанно и активно включаясь самому. Взрослый в данном случае показывает пример, предлагает варианты развития и усложнения сюжета, сотрудничает с ребенком и позволяет игре развернуться лучшим для ребенка образом.
— Наблюдать за игрой с определенной целью. Внимательное и осознанное наблюдение за тем, как ребенок играет, может многое рассказать о его переживаниях, социальных отношениях, индивидуальных задачах развития.
Компьютерные игры — это игра?
Да, потому что в них есть собственные контроль и выбор, игровая мотивация, действие в условной реальности и общение. Они важная часть детской субкультуры и могут быть полезны в случае адекватного соотношения качества и времени, проведенного за экраном.
Нет, потому что контроль, выбор и общение для ребенка в рамках компьютерной игры ограничены, а переживание происходящего — неполный для него опыт.
Детям можно позволять играть в компьютерные игры, начиная с 5–10 минут, с возрастом доводя это время до 1 часа.
Главное — следить за качеством самой игры, предложенных сюжетов и наблюдать, каким образом это отражается на самочувствии ребенка и его способности играть в настоящие игры с другими детьми.
Нужно ли взрослому вмешиваться в детскую игру?
В скандинавской традиции, которая набирает популярность в разных странах, есть представление о том, что игра — это территория детей. Пространство детской свободы. С другой стороны, в наше время субкультура детской игры очень сильно страдает, меняясь под влиянием современных технологий.
Раньше дети сами передавали друг другу культуру свободной игры и во взаимодействии друг с другом, практически без участия взрослых, овладевали необходимыми навыками и ценностями.
Теперь это в прошлом, и взрослым следует бережно помогать детям удовлетворить заложенную в них потребность в игровом процессе. Это требует уважения к их свободе и пожеланиям. Наша задача — не подменять игру обучением, не переусердствовать с контролем. Ребенку важно чувствовать себя свободным в игре. Тем, к чьим интересам и фантазиям прислушиваются.
По мотивам курса психолога, игрового педагога Александры Романовой «Игры, в которые играют дети… и не только».