Давай сыграем в математику!

Любите ли вы математику? А хотите, чтобы ее полюбили ваши дети? Автор методики игрового обучения «Мышематика» Женя Кац рассказала, что такое настоящая математика и почему начинать заниматься этим веселым делом никогда не поздно.
Поделиться

По следам лекции Жени Кац на благотворительном фестивале «Живу, играю, помогаю»

Почему еще есть люди, которые не кайфуют от математики?

Чаще всего, потому что с ними в математику не играли. Обучали, зубрили, заставляли, уговаривали, пичкали, а поиграть не догадались. Еще не любят те, кого рано усадили за парту: что за радость от математики, если она всегда была для тебя безногая, безрукая, абстрактная и неподвижная? Особенно сложно любить математику тем, кому запрещали считать на пальцах, решать в уме, угадывать число. Пора со всем этим покончить! При правильном обращении математика становится источником азарта, веселья, вдохновения, успеха и свободы. В качестве приятного бонуса, если ребенок с детства кайфует от математики, скорее всего он не будет пугаться сложных задач на уроках алгебры и геометрии.

 

Где настоящая математика?

Научить ребенка числам, писать цифры в прописях, наверное, полезно, но к математике не имеет отношения. Важнее не столько распознавать визуальный образ числа, сколько понимать и представлять себе количество, которое за ним стоит. Выучить с ребенком счет от одного до ста — тоже не про математику, потому что знать числа — не значит уметь считать. Наверное, вы с таким сталкивались: ребенок бойко воспроизводит «считалочку» от одного до десяти, но, чтобы сказать, какое число предшествует числу 9, он должен откатиться к самому началу и отсчитать по порядку от единицы. Это не математика. Если таким же манером учить состав числа, таблицу умножения, свойства подмножеств — это все также бессмысленно.

А тогда что такое математика? Это симметричная бабочка из мозаики и поиск нарушений симметрии. Это логика, умение рассуждать, делать выводы, искать кратчайший путь. Понимать схемы, читать таблицы, ловить закономерности, прокладывать маршруты на плоскости. Работа с понятиями отрицания, направления, с разными признаками объектов, например, круглое превращать в синее, а белое — в квадратное. Перерисовать в точности хитро закрученный узел и «распрямить» его — тоже математика. По трем проекциям восстановить фигуру из кубиков — снова она, математика. Она очень разная, но всегда очень красивая.

 

Как играть в математику?

Во-первых, не садитесь за парту. Для ребенка, а часто и для взрослого, полезнее всего пропускать математический опыт через тело. На уроках Жени Кац дети бегают, прыгают, строят, ползают, и это им только помогает (недаром проект называется «Математика вприпрыжку»).

Во-вторых, не уходите в абстракцию. Что интереснее для ребенка: какое-то умозрительное «четыре», нарисованное на доске или в тетради, или четыре симпатичных деревянных кубика? Четыре куска шоколадки? Четыре ноги у кота? Как можно дольше используйте счетный материал. И чем он разнообразнее, тем лучше. Кроме корзин с яблоками (да-да, настоящими), палочек, мячиков, картонных формочек, у нас есть прекрасный счетный материал — наше с вами тело. Измерить сантиметром длину своей ноги, пальца, обхват головы; прошагать пять шагов (оказывается, задача непростая, потому что у взрослого шаг и счет синхронизированы, он отсчитывает шаги, а многие дети могут посчитать до пяти, а пройти и два шага, и двадцать).    

А уж какая увлекательная штука — счет на пальцах! Да, в школе считать на пальцах запрещают, но дети все равно это делают, а если нельзя остановить какое-то безобразие, то лучше его возглавить. Так давайте легализуем счет на пальцах, по крайней мере, пока ребенок не пошел в школу! Можно попробовать посчитать на пару с соседом: вместе показать 12 пальцев всеми возможными способами, только так, чтобы никто не показывал всю пятерню, или показать только одну. Эта задача и взрослых очень увлекает, а главное — сам факт, что у задачи есть много правильных решений, является ресурсом для психики ребенка, его развития, самооценки, мотивации.

В-третьих, повторяйте в разных сюжетах одну и ту же базовую задачу. К примеру, известное задание из тетрадки Жени Кац с маршрутом для птички. Есть поле три на три квадрата, как для игры в крестики-нолики. В центре поля сидит птичка; для нее стрелками прописан маршрут, в результате которого она окажется в какой-то конечной точке: в центре, в левом нижнем углу, а может быть, вообще вылетит за пределы поля? Игра учит пространственному мышлению, умению понимать схемы и указания. Как в это играть, чтобы не заскучать, не зазубрить? Сначала прилепить к полу малярным скотчем ватман с таким же полем, птичкой назначить самого ребенка и давать ему указания: вперед, влево, вперед, вниз, вправо… Как только птичка вылетает за пределы квадрата, пусть поет «кукареку». Следующий шаг — водить фигуркой птички по полю уже на столе, следующий — самостоятельно прочитать начертанную схему, а дальше — высший пилотаж: нарисовать для птички собственный маршрут, да еще с соблюдением каких-нибудь условий.

 

Что положить в «сундук с математикой»?

Хорошо, когда кубики, палочки, формочки для занятий лежат дома отдельно от прочего «игрового лома». Так они не теряются и надолго сохраняют свое волшебство. Представим себе эдакий «сундук», в котором будет лежать весь ваш математический реквизит. Что туда положить?

  • Разнообразные кубики, лучше всего гладкие, без рисунка; можно кубики Никитиных.
  • Банку с бусинами и шнурками: нанизывать по схеме, составлять свои узоры и закономерности, прятать несколько бусин в кулаке, закручивать и распрямлять — очень увлекательные игры.
  • Сантиметр. Будем измерять все, что под руку попадется.
  • Танграм — во всех его проявлениях, со схемами и без.
  • Бумагу и карандаши: будем изобретать игры и ощущать количества, например, пририсовывать монстрику столько рук, ног, глаз, сколько выпадет на игральном кубике.
  • Сам игральный кубик.
  • Логические настолки, например, «Барабашку» или квадромино.
  • Блокноты с ручками для игры в официантов: будем назначать стоимость разным блюдам и потом выписывать себе счет за вкусный обед.
  • Картонные монеты разного номинала: играть в магазин, набирая множеством способов одну и ту же сумму…

В общем, в «математический сундук» можно положить примерно все. Особенно то, что можно сортировать, перекладывать, группировать, сравнивать, складывать различными способами.

 

Математика и возраст

В каждом возрасте игра в математику будет своя. Когда ребенку полтора-два года, вы играете в «есть-нет»: вот есть на столе яблоко, а вот нет. На этой картинке есть собака, а на следующей убежала. Просите ребенка положить мячик на стул или под стул, на кровать или на пол. Считаете глаза у куклы. Даете ему в руку один кубик и два кубика, и он ощущает разную тяжесть.

В три года ребенок будет следить за тем, как мама строит домик из кубиков, и вдохновенно его ломать: очень полезное занятие. Через какое-то время оказывается, что он тоже умеет строить и знает, какая башня устойчива, а какая нет. Вы начинаете «играть в тело»: потрогай левое ухо, помаши мне правой рукой, двумя руками, а теперь правой рукой и левой ногой… Еще любимая игра: мама надевает на руку разноцветные резинки для волос, а ребенок пробует на второй руке повторить получившуюся последовательность цветов. Основной принцип игры в этом возрасте: мало деталей, самые простые правила, занятие не дольше 3–5 минут. 

В четыре-пять лет ребенок может уже гораздо больше: «нагружать» нужные фигуры в нарисованный грузовик (уметь читать схемы, соблюдать правила, распознавать геометрических фигур). Можно подключать игры на развитие памяти и внимания: вот на столе животные, а вот сколько-то убежало. Сколько? Какие?

Дальше начнется эпоха сюжетно-ролевых игр. Можно будет открывать пиццерию: сначала писать рецепт (например, четыре гриба, два ананаса и шесть помидоров), потом составлять пиццу строго по рецепту из картонных ингредиентов, а потом заполнить таблицу съеденных пицц: в строках продукты, в столбцах — их количество в рецептах. И, конечно, после рисования и складывания хорошо поиграть в подвижные игры с четкими правилами: от числового твистера до снежинок, которые сначала летают, а потом сцепляются по три, по четыре, по пять… Или звери бегают-бегают, а потом встают на одну ногу, на две, на три. «Сколько шагов до кошки», «Летел лебедь по синему небу»… Этих игр много — всех не запомнить, зато можно уловить смысл и начать придумывать свои. Так математика оказывается источником вдохновения и для взрослых. 

Напоследок еще одно доказательство, что в глубине души все мы готовы увлекаться математикой. Пусть ваш друг загадает натуральное число от 1 до 12, потом прибавит к нему следующее число и предыдущее. Потом назовет вам сумму. 

Вы можете очень-очень быстро ответить, какое число он загадал? Мы точно знаем, что можете! Если не догадаетесь — ответ Женя дает на лекции 😉   

Вас может заинтересовать:

Вас могут заинтересовать эти статьи