Простой способ вырастить ребенка ответственным

Рассказывает психолог Людмила Петрановская.
Поделиться

Уже сегодня доктор психологии Виктория Шиманская проведет вебинар о навыках будущего, которые необходимо развивать у детей, чтобы дать им путевку в гармоничное и успешное будущее. Виктория расскажет, какие умения будут полезны ребенку не только сегодня, но и через 5, 10 и даже через 20 лет.

Мы хотим пригласить вас на лекцию. Но это еще не все! В качестве бонуса делимся с вами отрывком из вебинара психолога Людмилы Петрановской из курса «Школа. Что умножаем — знания или печали?» о том, как развить у ребенка один из ключевых навыков XXI века — способность к самоконтролю.

Многие из нас мечтают, чтобы наши дети как можно быстрее стали ответственными. Но почему-то мы убеждены, что всем вещам (в том числе ответственности и самоуправлению) можно научить через многократное повторение. Вот мы сто раз показали ребенку, как завязывать шнурки, и на сто первый он овладел этим умением. Вот много раз почистили ему зубы, и теперь, скорее всего, он начнет чистить их сам.

Если с умением завязывать шнурки или чистить зубы метод повторения работает (и то не всегда), то научить навыку самоуправления таким путем родителям вряд ли удастся.

Когда мы постоянно повторяем: «Садись за тетрадки. Читай учебник. Собери портфель», мы не учим школьников самодисциплине и самоконтролю. Мы учим их выполнять действия под нашим руководством, по нашей команде.

Поэтому, если мы ставим цель — вырастить ответственного человека, то должны сделать очень простую вещь — дать этому человеку, пусть и маленькому, определенную степень свободы. Умение управлять свободой и есть то, что мы называем ответственностью.

И мы, родители, должны предоставить ее детям. Попытка научить ответственности через короткий поводок (то есть постоянное повторение и контроль всех действий) еще ни у кого не увенчалась успехом.

Необходимо удлинить поводок и быть готовыми к издержкам, которые придут в нашу жизнь, когда у ребенка появится свобода. Если дело касается учебы, успеваемость школьника в момент, когда мы «отпускаем вожжи», может на какое-то время снизиться.

В этом нет ничего страшного. Первая «двойка» или «тройка» не означает, что мы должны моментально занять прежнюю позицию и вновь начать контролировать и забирать данную свободу («Марш за уроки, а то опять двойку получишь!»).

Важно держать в голове мысль, что наша цель — не учиться за ребенка всей семьей, а сделать так, чтобы он делал это сам.

Часто в этот момент родители спрашивают: «А куда нам тогда деться?». Задача мамы и папы — быть рядом, быть готовыми прийти на помощь, не нарушая зоны ответственности ребенка. Например, мы можем научить его приемам тайм-менеджмента, которыми  пользуемся сами.

В начальной школе детям сложнее всего дается логистика: вспомнить, задание по каким предметам надо выполнить, что положить в портфель, во сколько нужно выйти в школу. Как правило, до 6-7 класса дети не очень хорошо справляются с этими задачами. И тогда ребенку нужна помощь. Нет, мы не должны стоять и командовать. Мы можем помочь ему с установкой алгоритмов. Например, дать точную последовательность действий, как делать уроки: «Достаешь расписание, смотришь, какие завтра уроки, достаешь нужные учебники, потом тетрадки». Поначалу важно обговаривать каждую мелочь.

Эта история не про контроль со стороны родителя, а про заботу. Если мы видим, что пока у ребенка не получается самому следовать установленным алгоритмам, можно договориться, что какое-то время мы будем помогать ему собирать рюкзак или объяснять что-то по урокам.

Отпуская поводок, награждая ребенка свободой, важно не переборщить, не взваливать на детские плечи непосильную ношу. Иначе тогда мы лишим ребенка своей заботы.

Когда мы говорим семилетке: «Мне все равно, как ты будешь учиться; придумай, где ты возьмешь сменку; добирайся до школы, как знаешь; не можешь справиться с урокам, твои проблемы», — мы лишаем ребенка заботы, которая ему необходима.

Важно думать о школьных проблемах не с точки зрения контроля, а с позиции заботы.

Позаботиться — значит иногда помочь школьнику собрать портфель, посидеть рядом с вязанием, когда он бьется над очередной задачей по математике. Иногда сделать за него бессмысленный реферат, который никому не нужен, и дать ребенку поспать…

Мы начинаем испытывать дискомфорт в этих ситуациях, когда смотрим на них из позиции контроля. Если мы отдаем себе отчет, что наша родительская функция — не стоять над душой, не командовать, не понукать, а быть рядом, то жить становится проще.

Вам может быть интересно:

Вас могут заинтересовать эти статьи