Развитие детей до года: базовые принципы и игрушки, которых будет достаточно

Советы Александры Романовой — эксперта в области игровой педагогики
Поделиться

У моей подруги, назовем ее А., недавно родился малыш. Ребенку всего несколько месяцев, но вопрос о его развитии уже появился. И дело не только в том, что А. — очень ответственный человек и хочет всё в жизни делать правильно (в том числе и воспитывать ребенка), но и в том, что происходит вокруг.

А вокруг творится настоящее безумие — аттракцион под названием «Кто заработает больше на невротизации родителей».

Тысячи книжек, фильмов, программ и журналов  о том, как «сделать из малыша гения и “развить его с пеленок”». Книжки, которые предлагают учить младенца счету, обучающие чтению детей от полугода, развивающие занятия, фильмы, просмотр которых гарантирует гармоничное развитие от нуля до 99 лет и… черт знает что еще.

— А мне нужно начинать учить его различать цвета? — волнуется А.

— Смотри, а вот такую книжку стоит с ним читать? — она показывает мне книжку с симпатичными картинками про магазин, где у каждой картинки зачем-то нарисована цифра и продукты обязательно нужно считать. На обложке маркировка «от 0 лет».

Ответ мой, как вы наверное уже догадались: «Конечно, НЕТ!»

Никакие цифры, буквы, цвета и алгебра с геометрией младенцу не нужны. Они не только его не развивают, но и вполне могут нанести вред — хотя бы тем, что вместо принятия и радости на него сразу же навешивают ожидания и тревогу.

А что же младенцу в таком случае нужно? Самое главное и базовое — контакт, общение, любовь.

Ваше присутствие, активное обращение к ребенку, ваш с ним обмен улыбками и возгласами, ваша забота и прикосновение. Это все очень развивает малыша, а точнее развивает его привязанность, его чувство доверия к вам и к миру и интерес к нему. Как одно из средств общения полезно использовать народный (а может быть и ваш собственный, авторский) «детский» фольклор — пестушки, потешки, стишки. Дети, с которыми взрослые общаются с помощью ритмизированной речи и пения, гораздо быстрее учатся говорить. Например, хорошо обзавестись приговорками и присказками для всяких бытовых действий, особенно относящихся к телу малыша: умывания, переодевания, кормления. Замечательный сборник такого фольклора — книжка Л. Стрельцовой «Литература и фантазия». Кстати, она может стать настольной на долгие годы. Кроме потешек и присказок, для малышей в ней множество загадок, считалок и игр для дошкольников.

Из материальных благ хорошо иметь самый простой набор игрушек.

В первую очередь, погремушки и грызунки, такие, которые удобно держать и одной, и двумя руками и интересно исследовать на цвет, вкус, на фактуру и даже на температуру. Лучше выбирать погремушки, сделанные из разных материалов, например, деревянные с металлическими бубенчиками или элементами из камня, текстиля.

Например, такие:

Хорошо, когда над кроваткой есть модуль, заводной или просто из легких материалов, который реагирует на потоки воздуха. Такая игрушка помогает малышу сосредотачиваться, в том числе, буквально — сосредотачивать взгляд.

Неваляшка пригодится и как объект для наблюдений (младенцам нравится смотреть на человеческие лица или их изображения), и как игрушка, которую можно исследовать вместе со взрослым.

Книжки — тоже, в первую очередь, для изучения, а не для чтения, — такие чтобы их было интересно и безопасно мять, тянуть и пробовать на вкус. Набор можно дополнить мягким звучащим мячиком, за которым весело ползать, «растяжками» на коляску для исследования на прогулке, браслетом-погремушкой, который можно надевать на ножку (малыш наверняка будет заинтригован, когда «услышит» свои движения).