Как играючи развивать эмоциональный интеллект ребенка?
Игра — это главный вид деятельности ребенка. Если развитие происходит через игру, то оно почти всегда проходит в позитивном ключе. А вот отсутствие игры может навредить! Как только игровая деятельность заменяется всякими «серьезными» делами: воспитанием, обучением за партой, — когда все становится таким ответственным, суровым, у ребенка возникает страх ошибки, гнев перед отрицательной обратной связью, начинается процесс подавления эмоций. В общем, когда уходит игра, то вместе с ней уходит эффективность обучения и воспитания, польза и удовольствие от деятельности.
Беда в том, что не всегда нам удается поймать момент, когда игра уходит.
Чем же так привлекательна игровая деятельность?
- В игре всегда есть право на ошибку: возможность переиграть тот же сценарий, попробовать еще раз, сыграть иначе, сыграть от лица другого героя и т.д. Это постоянный поиск пути, потому-то ребенку и не страшно сделать что-то не так. Перелепим, перепридумаем, перестроим, если что.
- Игра — это когда интересно. Поэтому и не бывает игры по принуждению: пока ребенок вовлечен, она живет, утратит интерес — игра угаснет и начнется новая.
- Игра — для всех и каждого. Хорошо, когда в игру может включиться любой предмет, другой взрослый, дети любых возрастов. Это открытая система, где все чувствуют себя в безопасности.
- Но у игры есть правила. Есть сценарий, содержание, которое не позволяет игре «развалиться». Если правил нет совсем, как нет микроцелей и идей, то это уже не вполне игровая деятельность.
Знакомство с эмоциями, как и игра, начинается с первого дня жизни.
Когда мы тискаем трехмесячного малыша, корчим рожицы, трогаем его, ласкаем, даем малышу мять в руках разные предметы или копаться в каше ложкой, то уже играем с ним. Ребенок в этот момент получает колоссальный опыт взаимодействия с внешним миром, он буквально на гормональном уровне ощущает, что вещественным миром можно манипулировать, что он отзывается ему радостью, грустью, иногда удивляет или пугает — и это вполне нормально.
Ребенку полезно играть по-разному и с разными людьми.
Человек — существо глубоко социальное: без коммуникации ему никак не развиться. Родственники, воспитатели, браться и сестры, случайные знакомые в песочнице, дальние знакомые и их дети — чем больше контактов, тем лучше развивается интеллект ребенка. Доказано: количество социальных связей и разных типов коммуникации напрямую связано с уровнем эмоционального и интеллектуального развития ребенка. У взрослых это называется нетворкинг, а у детей — «Познакомься с девочкой, смотри какая игрушка» и т.д.
...И вообще, развивающая игра — это игра разнообразная.
Дошкольнику полезно играть в разные сюжеты: в огород, в магазин, в железную дорогу, в семью, в зверей, в вампиров, в гости… Полезно играть с разных позиций: вот ты кукла, которая угощает мишку, а вот мишка, который не хочет есть варенье из одуванчиков. А вот ты вообще грузовик, который готов привезти варенье повкуснее. Строить и разыгрывать всегда одно и то же по проверенному сценарию — возможно, только если того требует сам ребенок (иногда у детей возникают «любимые» сценарии, в этом нет ничего плохого).
Игра полезна, если в ней вы идете за ребенком.
Именно ребенок — автор, сценарист и главный проводник в игре. Если прямо сейчас он чем-то занят, совершает какое-то действие — не вмешивайтесь, не спешите помогать советом или показывать, как на самом деле надо клеить домик или лепить куличики. Не слишком удачная практика — развлекать ребенка по заученной схеме: сначала на качели, потом в песочницу, потом — «Ты уже замерз, пойди побегай», потом — «Ты уже совсем потный, посиди, поиграй в кубики». Не меняйте ребенку тип деятельности насильно: дождитесь, пока он потеряет интерес к тому, чем занят.
Качественная игра содержит целых три смысловых пласта: изучение, развитие и обучение.
Первый пласт — самый тихий и незаметный, часто нам не удается даже его распознать. Это игра, в которой ребенок — наблюдатель, изучающий мир. Когда малыш по полчаса перебирает в руках бусинки (казалось бы, без всякого смысла) или останавливается посреди улицы и начинает водить палочкой по луже, или рисует, внимательно смотрит на что-то, ковыряет пальцем кнопку или шляпку гвоздя в стене. Да, это тоже игра, и мешать ей ни в коем случае нельзя.
Второй пласт — «развивающий» — начинается тогда, когда в игру стучится взрослый. Он ловит интерес ребенка к какому-либо предмету, месту или занятию: к лесу, дому, дереву, яблоку, солнцу, машине, ветру — и начинает предлагать разные виды игрового контента, связанные с этим объектом. Если это дерево, то его можно потрогать, обнять, нарисовать тут же мелком на асфальте, выложить веточками крону, влезть на дерево, спеть про него песню, сочинить стихи, устроить урок физкультуры «Делай как дерево»: маши руками, расти корнями, тянись за ветром и т.д. И так, пока вам не надоест.
Третий пласт — это уже игра по строгим правилам, но все еще с правом ошибаться и действовать в своем темпе. Этот пласт включается, когда вы пытаетесь научить ребенка какому-нибудь полезному навыку: убирать свою кровать, поливать цветы или деревья, собирать игрушки, чистить зубы… Здесь главное правило — не давить и не требовать быстрого результата. Пусть ребенку будет в радость пробовать, повторять, достигать понемногу. Задача родителя — взять на себя тайм-менеджмент, заложить достаточно времени для этой сложной игры и набраться терпения. Главное — как можно дольше не уходить из игры в строгое и серьезное обучение.
Если ребенок отказывается от «полезной» игры, на это всегда есть объяснение.
Чаще всего, если ребенок бунтует против задачи собирать свои игрушки или чистить зубы, есть три вероятных причины:
А) Вы сами не вполне твердо уверены, что так надо делать. Правила, в которых вы уверены, усваиваются ребенком в течение недели, максимум двух: нужно пристегиваться в машине, нужно мыть руки и т.д.
Б) Вы сами так не делаете. Мне можно колбасу, а ребенку — нельзя. Я сам не ложусь спать в одно и то же время, а ребенка буду укладывать по часам.
В) Вы даете ребенку негативную обратную связь. Недостаточно быстро убрал игрушки, не очень хорошо заправил постель — ну и чего тогда стараться? Все равно мама недовольна.
В целом, нет ничего плохого в том, что ребенок отказывается от той или иной обучающей игры. Взрослые не обязаны спать по часам и всегда хвалить напропалую: просто если есть необходимость построить игру, создать привычку, причина неудач может крыться где-то здесь.
Если у ребенка в игре появляются негативные эмоции, это вполне нормально.
Мы хотели бы, чтобы ребенок радовался и обнимал дерево, а он злится на него, пытается ударить или вдруг плачет. Ситуация совершенно естественная: все эмоции важны, все эмоции нужны. Чтобы они стали не помехой, а полезным ресурсом, постарайтесь как можно раньше ввести в ваш игровой обиход шесть базовых эмоций: удивление, отвращение, страх, радость, злость, грусть… Объясняем ребенку, что все они полезны, и во время игр приучаем себя задавать ребенку вопросы: «Что ты ощущаешь прямо сейчас? Что тебя радует, злит, огорчает? Что мы можем сделать с этим?»
Например, ребенок плачет оттого, что ему дерево жалко: настала осень, листья облетели, оно стоит одиноко во дворе. Можно повязать ему свой шарф. Обнять его. Нарисовать его уже летним, с новыми листочками. Или ребенок лез на дерево и упал, очень рассердился. Что можно сделать? Подтащить бревнышко, надеть на ноги «волшебные подошвы», угостить печеньем старичка-лесовичка, чтобы он помог.
Если негативная эмоция «накрывает» ребенка и из нее сложно выпутаться.
Постарайтесь научить ребенка проговаривать, что именно он чувствует и почему. У меня не получилось, я не смог, мне больно, я хотел, я думал… Следующий шаг — визуализировать эту эмоцию, то есть представить себе, на что она похожа. Выдувается из тебя, как мыльный пузырь? Тогда его можно лопнуть или подождать, пока он улетит. Колется, как ежик? Жжется? Что мы можем с этим сделать?
Есть множество игровых методов управления эмоциями: термометр, смайлики, мячики… О них подробнее поговорим на марафоне. Но вы можете уже сейчас придумать свои экологичные методы визуализировать, описать и усмирить сильную эмоцию. Это и взрослым на пользу! Туннельное мышление и недоверие к игровым практикам обрекает нас на тяжелое и зависимое проживание негатива.
Игра — это не только детское дело.
Как способ жить, игра может пройти через всю жизнь человека — и жить ему будет гораздо интереснее. Он сможет легче преодолевать трудности, смелее принимать решения, смотреть на вещи с разных сторон — в общем, играть с жизненными обстоятельствами, управлять ими. В тот момент, когда человек теряет навык игры и начинает ко всему серьезно относиться, он резко сбавляет темп саморазвития.
Интервью провела Александра Чканикова.
***
Психолог Виктория Шиманская станет одним из участников лектория на нашем благотворительном фестивале «Family Tree Fest: живу, играю, помогаю!», который пройдет в Москве 12 октября 2019 года.
Предварительная регистрация уже открыта: /single-materials/predvaritelnaja-registracija-na-family-tree-fest