Когда каждый ребенок — особенный

Инклюзивное образование — это не только для слепых, слабослышащих и колясочников. И это не совсем про пандусы и разметку на полу, хотя это все тоже важно. Главный «пандус» должен быть установлен в нашем сознании, и он должен быть таким, чтобы любой человек, с любыми талантами и особенностями мог с его помощью полноценно включиться в жизнь своего сообщества — класса и школы.
Поделиться

Рассказывает методист и психолог проекта информационной поддержки родителей Family Tree Дарья Краюхина.

Совсем недавно мы с коллегой закончили работу над разделом в новом онлайн-курсе Яндекса по инклюзивному образованию. Он предназначен в первую очередь для педагогов, которым по прохождении курса выдается специальный сертификат, но мне кажется, что всем нам будет полезно пройти этот курс — чтобы лучше понимать мир, в котором мы живем, и детей, с которыми встречаемся в школе, в транспорте и вообще в жизни.

 

Любая боль — помеха для учебы

Весь материал курса разделен по нозологиям, то есть по разным детским особенностям — и их очень, очень много! О слабослышащих и ребятах в коляске мы хоть что-то знаем, а ведь есть и такие особенности, о которых мы не привыкли думать в контексте инклюзии. Например, мы работали над разделом, посвященным обучению детей с проблемами опорно-двигательного аппарата. В эту группу входит длинный список самых разных заболеваний, связанных с проблемами при ходьбе: не только ДЦП, но и ревматические аутоиммунные заболевания, последствия травм, редкие врожденные патологии.

Казалось бы, что здесь такого с точки зрения учебы?

Интеллект у ребенка сохранный, поведение не нарушено. Помоги ему дойти до парты, сесть к экрану — и все, пусть учится со всеми. А на самом деле все гораздо сложнее.

  1. Детям из нашей группы часто бывает больно. Это влияет на их эмоциональное состояние, на включенность и вообще на готовность учиться.. Попробуйте полноценно заниматься каким-то делом, когда у вас постоянно болит спина или колено: даже если усилием воли получится выполнять требуемое, вряд ли вы будете спокойны и радостны. Вообще, любая боль — и физическая, и душевная — это помеха для учебы
  2. Большинство заболеваний, о которых мы рассказываем в ходе курса, развивается по определенному сценарию, где есть разные динамические периоды: затишья, обострения, периоды восстановления и т. д. В разные периоды дети могут по-разному воспринимать информацию. при обострении аутоиммунного процесса (например, ревматоидного артрита), ребенок будет воспринимать информацию медленнее и тяжелее, чем обычно. Бывает, что ребенок в определенные дни принимает серьезные лекарства или ему делают уколы — так вот, в день приема лекарства ему будет труднее соображать, или он будет перевозбужден, или заторможен. Важно, чтобы учитель был к этому готов и знал о таких эффектах. Тогда можно будет помочь ребенку, скорректировать его индивидуальный план, в одни моменты требовать меньше, в другие — по возможности наверстывать.

Отдельная история, если ребенок был вынужден долго лежать в больнице или вообще не мог учиться по каким-то причинам (боли, общее плохое самочувствие). Тут индивидуальный график должен быть простроен особым образом: с одной стороны, чтобы пропущенные занятия не остались вечным «белым пятном», с другой — чтобы дальнейшая жизнь не превратилась в сплошные «догонялки». Когда из-за перенесенного заболевания ты вынужден все время отставать на шаг от остальных, это не лучший образовательный сценарий.

 

По-настоящему доступная среда

Детям с заболеваниями опорно-двигательного аппарата очень важна доступная среда, причем не только физическая, но и социальная. Пандус, лифт и удобный стул — это прекрасно, но для того чтобы ребенок был полноценно включен в учебу и вообще в жизнь класса, этого недостаточно. Тут должны сработать невидимые глазу факторы: общая обстановка в классе, особым образом налаженный учебный процесс, отношение к детям — ко всем, а не только с особенностями здоровья.

Вот ребята готовят концерт к 8 Марта: догадается ли учитель придумать так, чтобы ребенок, которому тяжело ходить, мог оказаться на сцене вместе со всеми? Танцевать он, вероятно, не будет, тогда что вы придумаете для него? Читать стихи, менять декорации (такое тоже возможно!), или он будет работать сидячим конферансье?

Если постараться, можно сделать так, чтобы все дети могли полноценно участвовать во всем, что происходит в школе. Главное, чтобы классный руководитель и все, кто контактирует с детьми во время учебного процесса, видели своей задачей создать для каждого ребенка такую возможность.

 

Акцент на возможностях, а не ограничениях

У каждого есть таланты и особенности. Есть то, что помогает тебе выразить себя, и то, что мешает. В этом смысле все дети действительно равны, и нет никаких «особенных». Все особенные! В этом и заключается главный смысл инклюзии: не делать различий, видеть каждого ребенка в отдельности.

Иногда нам приходится слышать от педагогов такие фразы: «Мы работаем над недостатками» или «Мы работаем со сложными особенностями ребенка». С точки зрения психологии это не совсем верный подход: учителю нужно взаимодействовать прежде всего с сильными сторонами ребенка, чтобы полноценно включить его в учебный процесс и вообще в группу. Кому нельзя прыгать со скакалочкой, тот может поймать мяч. Кто не может поймать мяч — будет отсчитывать ритм, кто не сможет отсчитывать ритм — будет писать стихи или нарисует плакат на изучаемую тему. Ценность того, что мы все разные, и акцент на сильных сторонах — это важное условие, чтобы наша социальная среда стала по-настоящему дружелюбной и комфортной.

 

Каждая школа — инклюзивна

Новый курс для Яндекса создавался при активном участии профессиональных юристов из организации «Перспектива». Они очень многое рассказали о правах детей в современной школе.

В моем детстве часто приходилось слышать: это особенный ребенок, ему надо в особенный класс (школу, группу, пусть вообще учится на дому). 

С юридической точки зрения сегодня такие слова вообще не могут прозвучать в стенах школы. Мало кто из родителей об этом знает, но по новому закону об образовании каждая школа в стране должна быть готова принять к себе абсолютно любого ребенка (кроме редких исключений). Каждая школа должна быть потенциально инклюзивной: в ней должен найтись педагог, который умеет взаимодействовать с ребенком, у которого вот именно такое заболевание, должен быть придуман учебный план, который поможет ребенку учиться. Для педагога это еще один повод пройти бесплатный курс и стать инклюзивным педагогом, а для родителя — либо не бояться просить того, на что вы и ваш ребенок имеете право, либо осознавать, что все дети, зачисленные в ваш класс, имеют право учиться там и быть полноценными участниками всех процессов.

 

Немного практики!

В курсе есть часть, где я рассказываю о тренинге «Классный час»: о том, как радостно принять и обсудить тот факт, что мы все такие разные. В частности, на классном часе педагогу предлагается провести с детьми мастер-класс по комплиментам.

Честно говоря, все мы не очень хорошо умеем делать комплименты. Это особенно заметно, если похвалить или подбодрить хочется человека с какой-либо особенностью здоровья. Хороший комплимент — это такой, который не относится к данностям: к тому, что у человека есть с рождения, над чем он не работал и что не выбирал для себя. Поэтому комплимент «Какая ты красивая» — неважный, «Ты очень высокий и спортивный» — тоже немного не то.

А вот если мы обратимся к тому качеству, которое человек в себе развивает, это уже намного сильнее. «Какую интересную прическу ты себе сделала, как удачно подобрала бантики к одежде» — это уже не о врожденном, а о приобретенном качестве. «Какой ты молодец, что делаешь зарядку и качаешь мышцы» — тоже комплимент, обращенный не к природе и случаю, а к самому человеку.

 

Глазами ребенка

Сильные комплименты — это только одна из иллюстраций того, как важно думать о том, что мы говорим друг другу. Самое главное — уметь ставить себя на место другого человека и проверять свои слова и действия: действительно ли они выражают то, что мы хотим? Приносят ли пользу тому, о ком мы думаем и говорим?

У нас в разделе есть большой фрагмент, написанный по следам бесед с детьми, которые сами учились в инклюзии. Это уникальная возможность посмотреть на ситуацию глазами самого ребенка! Например, у одной девочки-колясочницы, которая была прекрасно социализирована, общалась и хорошо училась, была тьютор с очень высокой тревожностью. Она возила девочку в коляске и всем говорила: Отойдите, не шумите, не толкайтесь, а вдруг опрокинете… И это девочку всегда очень раздражало. Вот такая обратная сторона заботы и опеки!

На сегодняшний день «Инклюзивное образование в общеобразовательной школе» — единственный в России бесплатный и подробный курс по инклюзивному образованию детей. Он написан простым, понятным языком, в нем много классный иллюстраций, реальных кейсов и практических заданий.

Мне кажется, этот курс стоит пройти каждому человеку, у которого есть дети, — чтобы объяснять им многие вещи, давать им представление о том, насколько мы разные и как это здорово. Я очень горжусь этой нашей работой и верю в то, что знания и правильный настрой этого курса помогут нам строить дружелюбную, живую, по-настоящему инклюзивную среду.

Вас может заинтересовать:

Вас могут заинтересовать эти статьи