Компьютер для подростка — опасная зависимость или спасение от вредных привычек?
С чего все началось?
Недавно в США провели комплексное исследование поведенческих трендов американских девятиклассников. Изучали привычки и практики молодых людей 14–15 лет. Получившийся график вы видите ниже:
Если кратко, то американские подростки стали меньше пить, почти перестали курить и смотреть телевизор, отчасти утратили интерес к марихуане, не спешат с сексуальным дебютом… Однако минимум половина всех респондентов больше трех часов в день с удовольствием проводят время за компьютерными играми.
С одной стороны, хорошие новости: детишки наконец перестали разрушать свое здоровье напрямую, вместо этого они отправились в плавание по виртуальным мирам. С другой стороны, мы ведь знаем о зависимостях: все они контролируются одним и тем же отделом коры головного мозга, именно поэтому врачи-наркологи с равным успехом лечат игроманов и курильщиков.
Мы попросили психолога центра «Насилию.нет» (организация выполняет функцию иноагента по мнению Минюста РФ) Татьяну Орлову прокомментировать любопытный график и данные последних исследований. Что полученные данные говорят о наших детях? Стоит ли нам радоваться, беспокоиться или все вместе?
Во-первых, не совсем понятно, что именно подростки делают «там, в этом компьютере».
В исследовании используется очень общая формулировка: «играют в видеоигры или пользуются компьютером». Это выявляет первую проблему: мы недооцениваем ни наших подростков, ни их виртуальные миры. Для нас «сидит за компом» — это какое-то определенное занятие. На самом деле пользоваться компьютером можно десятками способов: общаться в соцсетях, программировать, пытаться взломать систему и ограбить Всемирный банк; смотреть порно, смотреть мультики, смотреть актуальное авторское кино; играть в стратегии, играть в стрелялки, играть в тетрис, играть в симулятор вроде «Открой свое кафе» или «ДОМ-2. Построй свою любовь».
Виртуальный мир — это такая особая, очень важная реальность, которой не было у родителей, когда они сами были подростками. Поэтому многие родители склонны отрицать ее ценность, бояться ее. Можно надеяться, что у следующего поколения родителей этой фобии не будет.
Во-вторых, мы забываем, что такое зависимость сама по себе.
Нужно понимать, что каждый человек обращается к зависимостям не потому, что он в принципе всю жизнь мечтал пить, курить, употреблять наркотики или как-то еще себя разрушать. Он хотел решить какие-то свои внутренние проблемы, прожить сложные чувства. Любая зависимость человеку интересна не сама по себе, а как способ закрыть какие-то определенные психологические задачи. Стать смелее или спокойнее, почувствовать себя любимым, нужным, короче говоря — счастливым. В принципе, человека можно понять, особенно если это подросток, проходящий невероятно сложный этап в жизни, — этап взросления.
Теперь о подростках: что, если они все время сидят в Интернете?
Прежде всего, держать в голове пункт 1 и 2. Неплохо бы выяснить, что именно делает ребенок, когда «сидит в компьютере», и какую жизненную задачу он закрывает этим занятием.
Затем давайте попробуем выяснить, почему ребенку пришлось идти именно в виртуальный мир для осуществления своих желаний. Возможно, это просто самый легкий способ стать сильным, смелым, достойным, сексуально раскрепощенным. Компьютерные игры — безопасный, простой и дешевый способ. А может быть, внешние обстоятельства не позволили ребенку решать проблему в реальности? Слишком многого требуют от него мама, папа, учитель, подружка? Слишком дорого даются ему ошибки, просчеты, так и хочется каждую минуту вернуться на пять минут назад и «переиграть уровень»? Или ваш подросток просто систематически не получает поддержки в том виде, в каком может сейчас ее принять? Вдруг слова и жесты близких на него по какой-то причине не действуют?
В этом нет ничего плохого, просто стоит разобраться, что мы можем сделать для того, чтобы ребенку необязательно было нырять в Интернет за новой порцией уверенности и успеха.
Хорошие новости: абсолютного зла не бывает
В Интернете могут происходить и полезные процессы: творческая самореализация, поиск смысла жизни, образование (не в том скучном смысле, а в более широком), отреагирование сложных чувств, которые опасно проживать в реальности. Например, ребенка сжигает изнутри агрессия по отношению к одноклассникам. Он мог бы каждый день драться не на жизнь, а на смерть, но вместо этого он приходит домой и расстреливает пару сотен гоблинов. Само по себе это не так плохо, важнее понять, в чем причина: парень боится оказаться слабым? Или он просто бережен к окружающим?
Но есть и опасные способы просиживать в Сети. Когда человек «залипает» на много лет, подсаживается на адреналиновую подпитку в виде азартной игры или симулятора, мучается от чувства вины, стыда, одиночества, собственной неполноценности, потому что, несмотря на все его старания, игры и соцсети не приносят облегчения.
Если у вас есть опасение, что с ребенком что-то не так, попробуйте осторожно выяснить, чем именно подросток занят в своем виртуальном мире. Препятствует ли это занятие его самореализации в реальности? Может ли он переносить навыки, полученные в виртуале, на реальную жизнь? Не забывает ли он о том, чтобы закрывать свои реальные потребности в дружбе и поддержке, в развитии, познании себя?
Что с этим делать?
✅ Не тревожиться. Первая сигарета или просиживание в Сети — это еще не свидетельство о зависимости. Ни о какой травме или глубокой проблеме речи тоже нет — возможно, подростку просто так легче решать свои актуальные задачи.
✅ Признать ценность того, что происходит с подростком в виртуальном пространстве. Это значимая часть его жизни, он в этом по-настоящему живет, испытывает реальные чувства, поэтому не стоит обесценивать его виртуальную жизнь. «Ты опять там тупишь!» или «Хватит заниматься ерундой!» — это не самые подходящие слова.
✅ Даже если с контактом неполадки, не прекращать попыток поговорить. Нормально, когда и вы, и ваш ребенок на время отрываетесь от дел и просто общаетесь. Это чудесная профилактика всех проблем: вы сможете узнать, что именно делает ваш ребенок в Интернете, понять, про что его чувства, с чем связана агрессия, страх, нерешительность; сможете вместе подумать, как реализовать в реальной жизни навыки, которые подросток получил в виртуальном мире.