Школьная травля: международный опыт
ЯПОНИЯ: выживает сильнейший?
Япония — одна из лидирующих стран по уровню образования согласно международным исследованиям PISA, PEARLS и TIMSS. Здесь за качественное образование ведется настоящая борьба: в сильных школах царит ожесточенная конкуренция, у японских детей очень короткие каникулы и огромные домашние задания. И здесь же известны случаи, когда дети кончали жизнь самоубийством из-за жестокой травли со стороны сверстников.
В октябре 2011 года произошел трагический случай: 13-летний подросток из Оцу не выдержал издевательств и покончил с собой. Такое случалось и раньше, но тут общественность особенно возмутил тот факт, что у продолжительной и жестокой травли было много взрослых свидетелей. И никто не посчитал нужным вмешаться. Многие японцы до сих пор открыто высказывают мнения о том, что травля — это школа жизни, которая закаляет, заставляет учеников справляться с собой и становиться сильнее.
Однако после случая с мальчиком из Оцу проблема буллинга была признана на государственном уровне, и в 2013 году вступил в силу Закон о развитии мер предотвращения издевательств (https://www.nippon.com/ru/currents/d00290/). Согласно этому закону, каждая школа обязана самостоятельно выработать основы школьной политики по предотвращению издевательств, создать некую внутреннюю общественную структуру, которая занималась бы вопросами травли, и принимать всевозможные меры по выявлению случаев буллинга и их профилактики. Проблема в том, что понятие буллинга в законе определено неточно и для каждой организации остается возможность трактовать то или иное событие в свою пользу.
В японском Министерстве образования работает Совет по борьбе с издевательствами, и его деятельность в основном направлена на взрослых. От педагогов требуется максимально внимательное отношение к каждому обращению, от психологов — забота о психоэмоциональном состоянии детей, от родителей и опекунов — тесное сотрудничество с государственной системой.
Тема буллинга в Японии вообще, в том числе и среди работающих в крупных компаниях взрослых, активно исследуется. Случаи школьной травли в этой стране и сейчас довольно часты. Видимо, для того чтобы отказаться от жестоких методов социальной закалки, требуется больше времени.
КАНАДА: сила детских организаций
Уникальность канадского опыта в том, что здесь на борьбу с буллингом поднимают самих учеников. Для этого активно используют метод Дьюи (Д. Дьюи — выдающийся американский педагог и социальный философ, сделавший для американской педагогики примерно столько, сколько для нашей — Выготский или Давыдов и Эльконин). Метод называется «Команда связей» и в чем-то напоминает любимые практики Ушинского, Сухомлинского и других выдающихся отечественных педагогов. Собираем группу из активных, позитивных, положительных ребят из старших классов. приглашаем их в школу за неделю до начала учебного года, поздравляем с принятием в группу связей (обычно в канадских школах это большая честь — стать частью команды), проводим небольшой тренинг и за каждым активистом закрепляем трех-четырех подшефных: новичков, первоклассников, ребят, только что поступивших на новую образовательную ступень, может быть, просто странных или имеющих какие-либо проблемы с адаптацией детей.
Что требуется от члена команды? Хотя бы раз в день подойти на переменке к подопечному, улыбнуться, пожать руку, спросить, как дела. Если есть жалоба, был момент травли или просто ребенок очень печальный, наставник даст сигнал школьному психологу или доверенному учителю. Есть и другие «пионерские» практики: еженедельные собрания, вынесение на повестку дня сложных случаев, обучающие семинары по конфликтологии и первой помощи детям, попавшим в беду.
Казалось бы, такая малость, а работает отлично: во-первых, это редкая методика, в которой сами дети становятся активными субъектами борьбы с буллингом. Во-вторых, сам факт, что раз в день на ученика обязательно кто-то обратит внимание, заставляет хулиганов держать себя в руках. К тому же авторитет активистов в школах очень велик: в некоторых школах Канады и США такая общественная работа котируется как самостоятельный школьный предмет, за него ставят оценки.
Правда, по данным ОЭСР Канада все равно остается страной, где буллинг — весьма распространенное явление. В 2017 году она оказалась на шестом месте среди тридцати других западных стран.
http://psychologia.edu.ru/azbuka-bullinga/pages/luchshie-metodiki.html
ВЕЛИКОБРИТАНИЯ: контакт и понимание
Британское образование, во-первых, дифференцированное (есть школы для бедных и для богатых, для сильных и слабых), во-вторых, очень консервативное (ритуалы, иерархия, уважение к старшим и т.д.). При всем этом в Великобритании дела с травлей обстоят не так остро, как в Австрии и России. И, видимо, дело тут в том, что англичане подходят к проблеме школьной травли системно: не столько разбирают единичные кейсы, сколько создают позитивную, гибкую и комфортную образовательную среду.
Два года назад российским журналистам из EuroPulse дала интервью профессор Кембриджского университета, международный эксперт в сфере буллинга Коллин Маклафлин.
https://euro-pulse.ru/eurocampus/kak-v-velikobritanii-boryutsya-s-bullingom-v-shkolah
Британские эксперты образования пришли к выводу, что лучшее лекарство от буллинга — развитие у детей коммуникативных компетенций. Если каждый ученик может точно и открыто выразить свои чувства, найти себе друзей, создать социальные связи, то он с меньшей вероятностью станет жертвой травли, да и зачинщиком тоже. Для детей помладше в школах организованы «скамейки дружбы», куда можно сесть, чтобы найти себе партнера по игре; для детей постарше в программу введены уроки социального и личностного роста, где детей учат общаться, разрешать конфликты, выходить из сложных ситуаций и т.д.
Ну, а если факт буллинга налицо, значит, мы имеем дело с двумя жертвами — потерпевшим и агрессором. Тот, кто травит, делает это не от хорошей жизни: вероятно, ему одиноко, страшно, мало поддержки оказывают дома и т.д. В Великобритании, где сто двадцать лет назад считалось нормой на глазах у целого класса наказать ребенка розгами, отказались даже от публичных разносов. Вместо этого используют метод очной ставки между буллером и его жертвой. Коллин Маклафлин отмечает, что главная цель очной ставки — не восстановить справедливость, не покарать и пристыдить, не добиться возмездия, а наладить диалог между нападающим и потерпевшим. «Часто хулиганы не понимают, чему подвергают своих жертв, поэтому оказаться с ними лицом к лицу в контексте откровенного разговора — это сильное впечатление, и оно, как правило, дает результат», — объясняет профессор корреспонденту EuroPulse.
ШВЕЦИЯ: правовая защищенность и психологический комфорт
Скандинавские страны в борьбе с буллингом достигли наибольшего успеха: здесь случаи травли более редки, чем где-либо в Европе, Азии или Латинской Америке. Примечательно, что именно скандинавские психологи и социальные философы впервые стали писать о явлении травли и искать пути решения. Правда, реально действующих эффективных методов они после себя не оставили.
В Швеции принято не бороться и пресекать, а создавать и поддерживать. Поэтому задача всех взрослых — сохранить дружелюбную и здоровую атмосферу в классе, на улице и во всей стране, а о том, как карать оступившихся, думают в последний момент. На государственном уровне детей защищают законы «Об образовании» и «О запрете дискриминации». С 2006 года действует особая должность омбудсмена — специалиста, который помогает школам предотвращать случаи травли и заботиться о том, чтобы достоинство каждого ученика было под защитой. Существует специальная Школьная инспекция, которая занимается постоянным мониторингом ситуации с буллингом в школах страны.
Но все эти государственные органы вряд ли могли бы справиться с поставленной задачей, если бы не признанная государством и обществом глобальная идея о защите прав и достоинства детей. Швеция одной из первых подписала Конвенцию о правах ребенка, и этот документ здесь действительно работает: каждый ребенок с первого дня жизни считается неприкосновенной, самоценной личностью, чьи права так же священны, как права взрослого. Здесь невозможно представить себе ситуацию, когда в спортивной секции тренер орет на детей, говорит им обидные и унизительные слова, или когда мама на детской площадке наказывает расшалившегося ребенка: это просто ненормально.
Отношение к детям в Швеции базируется на трех правилах:
- Дети — полноценные члены общества, у них есть права, за нарушение этих прав предусмотрено наказание. В 1979 году в Швеции законом было запрещено физическое и психологическое насилие над детьми. Жестокие или несдержанные родители (не говоря уже об учителях) могут понести серьезное наказание, и ни религия, ни принадлежность к другой нации, ни двойное гражданство этому не помеха. А дети с малых лет отлично знают, что могут обратиться за помощью к учителю, родственнику, родителям друзей или позвонить по телефону доверия.
- У всех детей равные возможности. В шведских школах, как при коммунизме, всего в достатке и все бесплатно: бумага, карандаши, школьные обеды. Это делается для того, чтобы никто не почувствовал себя уязвленным. До 6 класса детям не ставят оценок, только группируют учеников по уровню успеваемости. Успеваемость и поведение ребенка обсуждают только индивидуально: с ним самим или с его родителями. Распекать кого-то из детей на общем родительском собрании — неприемлемо. Идея равных возможностей воплощается и в том, что нет «мужских» и «женских» предметов, видов спорта, кружков и секций.
- Детям нельзя врать. Нет никакой лжи во спасение, никакого «ты еще маленький»: разговоры о жизни и смерти, добре и зле, о сексе и деньгах, религии и политике умело адаптируются под разные возрасты в книгах и телепередачах — на случай, если родителям будет сложно вести диалоги самостоятельно. Таким образом дети защищены от того, чтобы нечаянно не «сморозить» какую-нибудь глупость и не стать посмешищем. (Источник: https://ru.sweden.se/)
… Так что мы там говорили о буллинге? Кого травить и по какому поводу, если запретных тем нет, гомосексуальность является принятой нормой, пеналы и ручки у всех одинаковые, а о том, как ты учишься, узнает только мама, да и то в очень мягкой и уважительной форме?
Об обратной стороне шведской модели воспитания нам рассказала Александра Романова, психолог и эксперт Family Tree. Александра живет в Швеции вот уже несколько лет, ее ребенок посещает уроки, а она сама работает ресурс-педагогом в одной из школ на юге Швеции:
«Защищенность ребенка имеет обратную сторону — невозможность предъявить претензии тому, кто травит. Много раз я наблюдала, как те, кто обижают, остаются безнаказанными. Если ребенок сам не согласен с тем, что его поведение неправильное, и его родители придерживаются той же позиции, учитель и школа ничего не могут сделать, кроме как попытаться оградить других детей от травли, оказать поддержку тем, кого обижают. Часто речь идет о физическом разделении, причем, как правило, изолируют жертв, а не буллеров, ведь те, кто травят, чувствуют себя совсем неплохо. А жертва оказывается как бы наказана повторно — отлучением от коллектива.
Зато здесь очень хорошая система участия взрослых: учителей, тьюторов. С первого класса много говорят с детьми о дружбе, о том, как сказать товарищу «Нет», как рассказать о нанесенной обиде. Все эти принципы внедряются за счет активного участия взрослых в играх детей, например, на продленке. Взрослые помогают разобраться в конфликтах, учат просить прощения, находят детей, которые ни с кем не играют, и включают их в игру.
Есть много педагогических находок: «Добрая банка», в которую складываются записочки с описанием того, что хорошего тебе сделали твои друзья и одноклассники. Учителя помогают собрать эти эпизоды, записать, а в конце месяца все это зачитывается вслух в классе. У всей этой активности взрослых есть один побочный эффект: дети страшно увлекаются разборками и время от времени приходят к тому, что все время и силы уходят на разрешение малейших проблем и размолвок».
Нет, и в шведских школах бывает, что какой-нибудь хулиган обзовет другого ребенка, будет апеллировать к национальности или сексуальной ориентации, или неловко пошутит. Но он встретит такое же активное общественное порицание, как и мама, которая ругает сына на людях.