Четыре кейса о еде: как наладить питание ребенку дошкольного и младшего школьного возраста

Спасут ли булочки от гастрита, обязательно ли ребенку давать молочку, как накормить привереду и какой перекус дать школьнику, рассказывает наш эксперт, педиатр Суламифь Вольфсон.
Поделиться

🍲 Кейс 1. Сыну шесть лет. Плохо ест, может запросто отказаться от обеда. Наша бабушка страшно боится гастрита и требует вместо обеда давать ему чай с булочками и печеньем.

Бабушка права: питаться надо регулярно, часто и дробно. Это профилактика и избыточной массы тела, и любых заболеваний ЖКТ, и кишечных расстройств. Но чай с булочками — это, пожалуй, худшее, что можно придумать в данной ситуации. С точки зрения ребенка чай с булочкой — гораздо вкуснее и проще, чем суп с котлетой, и он охотно начнет вытягивать из вас чай и булочки каждый день.

Поэтому хороший выход — «Не хочешь обедать? Иди гуляй! Через полчаса придешь снова». Если через полчаса ребенок снова не согласен на обед — снова отпустить. Если еще через час ребенок по-прежнему не хочет есть, можно начать искать причину. Вот наиболее вероятные из них:

  • Ребенок терпеть не может именно этот суп. Тогда, увы, придется дать ребенку что-то другое или сварить другой суп. Адаптацию к нелюбимому супу надо начинать не так.
  • Ребенок ненавидит все супы как класс. Что ж, и так бывает, тогда вам придется организовать другой обед, без супа. С точки зрения здоровья это не смертельно.
  • Ребенок очень плотно позавтракал. Тогда сегодня обед откладываем на час-полтора или вообще пропускаем, а завтра и всегда во время завтрака уменьшаем порцию настолько, чтобы ребенок ел обед охотнее.
  • Ребенок незадолго до обеда слопал коробку шоколада. Делаем пометку: не давать шоколад за два часа до обеда. А сегодня обед пропускаем! То же самое может касаться и менее агрессивных перекусов: некоторых детей и яблоко может насытить так, что обедать не захочется.
  • Ребенок заболевает. Ему неможется, он плохо себя чувствует, но пока не понимает, что болен. Опять-таки пропускаем обед и следим за состоянием ребенка.

И хотя систематически пропускать приемы пищи нельзя, от одного пропущенного обеда гастрита у ребенка не будет. Можно не забивать ему живот булочками.

 

🍲 Кейс 2. Ребенок в четыре года наотрез отказывается от молочных продуктов, абсолютно от всех. Как уговорить его снова пить хотя бы кефир, ведь нельзя совсем без молочки?

Эта история относится к классу расстройств пищевого поведения. Этих расстройств очень много: переедание, булимия, анорексия, избирательное питание («я ем только семь зеленых продуктов и больше ничего» или «я ем только белое и мягкое»). Все эти расстройства имеют разную природу, и тут нужно разбираться с каждым случаем отдельно.

Но с молочными продуктами особая ситуация. Отказ от молока и молочных продуктов у детей 4–5 лет чаще всего имеет под собой чисто физиологическую природу — лактазную недостаточность «взрослого типа». Пока ребенок был маленький, ему хватало ферментов, чтобы расщеплять и усваивать молоко, а сейчас фермент просто перестал вырабатываться. В результате у ребенка нет никаких проблем со здоровьем, но молочных продуктов он больше не ест. Необязательно это навсегда: возможно, чуть позже ребенок снова начнет есть молочные и кисломолочные продукты — постепенно, осторожно, в небольших количествах и уж точно без насилия со стороны родителей. Тут главное не давить, иначе ребенок точно на всю оставшуюся жизнь откажется от молока в силу перенесенных моральных страданий.

Если ребенок отказался от молока, то белок и кальций можно каким-то образом восполнить, видоизменив рацион. Сложнее, если ребенок наотрез отказывается от таких групп продуктов, которые сложно заменить: мясо, рыба, овощи, крупы. Что делать в этом случае?

  1. Не переживать, не рвать на себе волосы, не считать это трагедией на всю жизнь.
  2. Не допускать насилия за столом. Шантаж или обещание конфеты на десерт — тоже насилие! Представьте: вас сажают за стол и велят есть какую-то кашу, иначе зарплату не получите.
  3. Экспериментировать. Рыбу, например, есть, конечно же, нужно, хоть в каком-то виде. Но, возможно, ребенок не будет белую рыбу, а будет только красную. Или не будет вареную, а будет запеченную, перемешанную с любимым рисом и овощами. Не будет рыбный суп — зато согласен попробовать вон ту рыбную палочку, она красивая и в оранжевой панировке.

И так поступаем с каждой из жизненно важных групп продуктов. Не спорим, дышим глубоко и каждый день подкидываем нужный продукт в какой-то новой форме. Не любит ребенок сладкий творог — съест соленый, не хочет йогурт — может быть, ему понравится айран или кумыс. Пробуйте!

В крайнем случае всегда можно на плановом приеме у участкового педиатра рассказать о вкусовых причудах ребенка. Может оказаться, что у ребенка, например, анемия, и поэтому он с трудом воспринимает мясо. Тогда курс лечения анемии поможет вернуть обычный аппетит. Если же отказ от мясных продуктов не связан с нарушениями здоровья, то  это тоже не приговор: веганы ведь тоже много чего не едят, но они корректируют свой рацион, следят за уровнем железа и B12 в крови — и остаются здоровы.

 

🍲 Кейс 3. Ребенок наотрез отказывается пробовать новую еду. Очень избирателен, привередлив. Что с этим делать?

Иногда избирательное питание — это не расстройство, а просто этап развития психики. До определенного возраста мы готовы пробовать любые продукты. Посмотрите на годовалого ребенка! Он готов забрать у родителей со стола буквально все: козий сыр, оливку, мясо, гороховый суп, кофе, пельмени… В какой-то момент (у кого-то в два года, у кого-то в пять — все индивидуально) ситуация меняется: у ребенка появляется список любимых и хорошо знакомых продуктов и блюд. Только их он и согласен употреблять. Это нормальное течение событий. Отсюда вывод:

  1. В годовалого ребенка впихнуть любой незнакомый продукт легче, чем в семилетнего.
  2. Пока ребенок маленький, надо стараться предлагать ему как можно больше разнообразных продуктов — постепенно, без фанатизма, но и без попыток оградить его от всех «потенциально аллергенных» продуктов. Это, в общем-то, и называется нормальным пищевым поведением.
  3. А вот если ребенок уже вошел в «консервативную фазу» — не нужно пытаться запихивать в него новые лакомства. Сейчас ребенку удобнее съесть то, что он хорошо знает.
  4. Что касается формирования пищевых привычек, то ребенка стоит целенаправленно приучать именно к тем продуктам, которые вы сами регулярно едите в семье. Если у вас на столе часто бывает экзотический гарнир (булгур, кускус, киноа и т. д.) — угощайте им ребенка почаще. Если вы в семье едите сладкие каши только раз в год — не заставляйте ребенка их есть. Нам нужно сформировать пищевые привычки так, чтобы ребенок мог к трем-четырем годам нормально завтракать, обедать и ужинать дома.
  5. И еще два слова об аллергии: она, к сожалению, бывает абсолютно на все. Даже на, казалось бы, низкоаллергенную гречку. Поэтому не стоит беречь ребенка от всех потенциально аллергенных продуктов: просто аккуратно вводите блюда в рацион.

 

🍲 Кейс 4. Первоклассник отказывается есть в школе. Что мне давать ему с собой, чтобы было питательно и полезно?

Если мы будем подробно разбираться, какой продукт вреден, а какой полезен, то дойдем до того, что будем давать ребенку в школу постный бульончик в термосе, когда все вокруг едят бутерброды и шоколадки.

Факт: ребенок должен питаться регулярно. Если он с утра хорошо завтракает, а потом уже в 12 дня оказывается дома, то ему не нужно брать с собой никаких завтраков и перекусов: он придет домой и нормально пообедает. Если ребенок не может полноценно позавтракать дома или если он до двух-трех часов дня остается в школе — ему нужен ланчбокс.

Что положить ребенку в ланчбокс? Все, что вы посчитаете нужным, все, что найдете на родительских форумах в интернете и что не противоречит вашим семейным пищевым привычкам. Универсальные требования к завтраку школьника таковы:

  • Еда должна быть свежая, не испорченная, не просроченная, хорошо упакованная.
  • Максимально разнообразная. Нельзя до вечера оставить ребенка только с булками, или только с яблоками, или только со злаковыми батончиками. Даже в ланчбокс можно положить разнообразную еду: и злаки, и овощи, и фрукты, и молочные продукты в виде сыра или йогурта, и даже мясо и рыбу — например, на бутерброде.
  • Это должна быть еда, которую любит ваш ребенок. Если он дома не ест сырую морковь — не стоит давать ему морковные палочки: он принесет их назад или подарит соседу. Если ребенок в принципе любит курицу — дайте ему приготовленные дома наггетсы, запеченные в духовке. Если ребенок не ест фрукты — не давайте ему яблоки и мандарины, дайте сельдерей или помидоры черри. Если не ест мяса — бросьте в ланчбокс горстку орешков, они тоже весьма питательны.

 

Всем школьникам и дошкольникам — приятного аппетита в новом учебном году, а всем родителям — крепких нервов и здравого отношения к себе и к детям.

Вас может заинтересовать:

Вас могут заинтересовать эти статьи