Как сделать, чтобы ребенок хотел учиться? Часть 2
Список факторов, которые «спиливают» в ребенке желание двигаться вперед, и источников, способных сохранить энтузиазм, был изложен в первой части материала.
До 3 лет: главное – не спугнуть
С рождения любой ребенок, если только он здоров и хотя бы отчасти благополучен, весь так и светится энтузиазмом. Вы видели, с каким рвением годовалый малыш ковыряет мерзлую землю лопаткой? Как отчаянно старается влезть на этажерку, чтобы стащить ваши маникюрные ножницы? И здесь все, что от вас требуется – не спугнуть. Любое «Ай, что ты делаешь?» замените по возможности на «Ух ты, молодец, как здорово вскарабкался! Только давай лучше поиграем вот этими штуками, а ножницы пока оставим маме…»
Хорошо бы, чтобы с ранних лет ребенку было разрешено трогать как можно больше всего: потрогать сковородку, чтобы понять, что она горячая и трогать ее неприятно; запустить руку в банку с мелочью и потом сразу вытереть руки антибактериальной салфеткой… Все это очень хлопотно и требует от родителей железных нервов, поэтому никаких точных советов я дать не могу. Просто разрешайте все, на что вам хватит выдержки. Это нужно в первую очередь для того, чтобы ребенок ощутил: он все это может, у него кое-что получается, он не менее крут, чем родители. Это важное чувство, оно будет питать энтузиазм ребенка очень долгие годы.
3-6 лет: ловите кейсы
Очень быстро любопытство приведет ребенка к реальным образовательным кейсам. Он спросит, что написано на упаковке с хлопьями, что будет, если заморозить луковицу, и почему вот этих двух монеток хватит на конфету, а вот тех десяти – не хватит. Задача родителей – использовать эти моменты, чтобы развернуть вокруг всего этого образовательный процесс, естественно, в игровой форме. Это не так сложно. Просто, прежде чем морозить луковицу, поиграйте в ученых: составьте с ребенком список из четырех показателей, которые ребенок должен будет пронаблюдать: как изменится вкус луковицы после замораживания, цвет, запах и какая она будет на ощупь. Про монеты и их значения можно прочесть короткую лекцию и затем дать штук шесть простых задачек (как набрать ту или иную сумму). С чтением все то же самое: усаживать ребенка за стол и заставлять ковырять текст гораздо менее эффективно, чем бродить по улицам и на каждой вывеске искать букву О, начисляя баллы за каждую букву.
Как поддерживать мотивацию в этом возрасте?
- Не отмахиваться от реальных проявлений мотивации. Если ребенок просит вас купить сомнительную азбуку в киоске, если спрашивает, что такое дробь, если стащил из кухни яйцо и пытается его высиживать – ловите момент! Рассказывайте, показывайте, по возможности доверяйте инструменты, вместе ройтесь в Интернете в поиске ответов, пока интерес не будет удовлетворен.
- Не слишком настаивайте. Если вдруг ребенок на полуслове останавливает вас словами: «Спасибо, я понял» или «Когда обед?» – не продолжайте, не заставляйте дойти до конца. Образовательный кейс теряет всю свою ценность, как только становится насилием.
- Хвалите от души. «Очень хороший вопрос! Молодец, что заметил». «Отличная мысль! Спасибо тебе за нее». «Довольно уверенно режешь хлеб, умница». (Даже если вопрос дурацкий, идея пришла в голову вам еще раньше, а куски хлеба годятся теперь только на сухари). Сам факт деятельности, интереса, желания – похвален.
Первый раз в первый класс
Если не рассказывать ребенку, что в школе страшно, неудобно и трудно, то, скорее всего, ему будет интересно туда пойти, по крайней мере в первый раз. Навредить его мотивации за год до первого сентября могут:
Слишком трудная и неадекватная «подготовка»: когда педагог ставит своей целью пройти с шестилетками двухлетний курс школы, назубок выучить таблицу умножения, поставить руку, научить читать и снабдить всеми необходимыми познаниями в области ботаники и зоологии. Есть дети, которым такая подготовка тоже нипочем, но многие настораживаются: если это и есть школа, то, может быть, лучше застрять в детском саду и вволю каштаны пособирать?
Излишнее волнение родителей. «Ему там будет трудно, он пока не готов, он неусидчивый, недостаточно общительный и т.д.» Все подобные комментарии о себе ребенок ловит и запоминает.
Ну а первое «не хочу в школу» может нагрянуть когда угодно. Причем, если оно грянет второго сентября, то, скорее всего, ребенку не очень повезло с учителем или есть какие-то другие обстоятельства, которые не дают ребенку спокойно прожить адаптацию. Если ближе к зиме – скорее всего, он переутомляется, ему нужно больше спать, играть и гулять. Возможно, есть какой-то лишний кружок или слишком большой «нажим» по части успеваемости.
7-10 лет: первые кризисы
Исследователи Института развития образования НИУ ВШЭ отмечают, что первое массовое падение мотивации у детей приходится на конец 3 класса. Этот факт подтверждает и мой личный опыт (наблюдаемые классы набора 2004, 2014, 2017 года). Учителя начальной школы именно в третьем классе, после Нового года, начинают активно жаловаться на детей: «Не слушаются, постоянно галдят, уже не так сильно стараются». А дома дети тоже постоянно жалуются: «В школе им плохо, скучно, непонятно и просто неохота…» Заметнее всего мотивация снижается именно у тех детей, которые раньше были «звездочками», все схватывали на лету и побеждали в школьных олимпиадах. В результате, родители часто приходят к решению, что их умному, способному ребенку стало в школе слишком легко, и в конце 3 класса начинают посматривать в сторону спецшкол и лицейских классов.
Не исключено, что дети действительно «переросли» класс, в котором учились, но кроме этого в третьем классе с ними происходит много других важных вещей. Во-первых, стремительно заканчиваются накопленные бытовые знания, которые дети получили в детском саду и на курсах подготовки к школе. Во-вторых, дети впервые начинают готовиться к ВПР (той самой диагностической работе, которой учителя без всякого права пугают детей и говорят, что ее результаты как-то влияют на их судьбу. На самом деле нет, но это совсем другая история).
Наконец, они начинают активно взрослеть и зачастую просто «выпадают» из поля влияния классного руководителя. В начальной школе хорошие учителя умеют хорошо обращаться с детьми, но они совершенно не готовы делегировать свободу и даровать равенство повзрослевшим ученикам.
Отдельная миссия – пережить четвертый класс. Это самый скучный, самый нервный, самый провальный год обучения во всей современной образовательной системе. Здесь поможет только безграничная вера в ребенка и олимпийское спокойствие относительно результатов всех контрольных и распределений по классам. Просто знайте: если мотивацию не «спилить», она в любом классе и при любой программе успешно «прорастет» ближе к 6-7 классу.
Как поддерживать мотивацию?
Не требовать поддержания заданной высокой планки: «Скатился на четверки – и ладно, как только соберешься, все получится».
Не конфликтовать с классным руководителем. Именно ему обычно очень не нравится, что ребенок якобы обленился, или родители ослабили контроль. Но ваша задача здесь защищать право ребенка пережить спокойно свой кризис и не начать учиться ни из-под палки, ни на вашей родительской мотивации. Объясните педагогу, что нужно набраться терпения, и вообще, честно говоря, ребенок никому ничего не должен.
По возможности найти ребенку новые увлечения. Это кажется парадоксальным: «Он в обычной школе перестал успевать, а мы его еще и на танцы начнем таскать?» Да, именно так. Сейчас ребенку очень нужны такие места и такие занятия, в которых он успешен и увлечен, пусть они не имеют ничего общего со школьной программой.
11-15 лет: расцвет индивидуализации
Средняя школа – это момент критической оценки ребенком того, что с ним происходит: «Гарри Поттер в наши годы уже уехал от дяди с тетей и начал помахивать волшебной палочкой, а мы что?» Все равно пятый класс интереснее четвертого: разные учителя, новые предметы, меньше контроля, больше свободы, к тому же дети начинают активно заниматься другими важнейшими задачами, кроме учебных. Они общаются, дразнятся, влюбляются, занимаются творчеством, робко перебирают новые «взрослые» темы – в общем, им не до учебы. Однако и в этом возрасте есть свои мотиваторы и демотиваторы. Причем последние действуют настолько сокрушительно, что дают в международных исследованиях качества образования 50-60% успешных решений против 95% в началке.
Что «спиливает» мотивацию ребенка в средней школе?
Обесценивание других дел, кроме учебы. Да, они больше не сидят прилежно за уроками по три-четыре часа. Мальчики валяются на диване и режутся в приставки, девочки сидят на полу и рисуют что-то в блокнотах. Только не пытайтесь усадить их вместо этого за что-то полезное: нет ничего более полезного, чем их мысли. В их головах активный процесс обучения не прекращается ни на минуту, просто учатся они не тому, что приготовлено школой. Компромиссное решение – установить необходимую норму по учебе, адекватную для ребенка: «Ты все-таки делай уроки, хотя бы письменные». Или: «Делай что хочешь, но четверть закончи без троек». Или: «Профильные предметы изволь на пять, остальное – как пойдет, но не ниже двойки». Большинство детей к пятому классу уже достаточно выросли, чтобы пойти с вами на такой договор и выполнить обязательства.
Превалирование общей оценки коллектива. Хороший класс, трудный класс, оболтусы, лентяи, умные кролики. Перед уроком ругать всех профилактически, имея в виду двух-трех хулиганов. После урока читать нотации всем, хотя есть те, кто ни в чем не провинился. Хвалить весь класс за победу, которую одержал один «олимпиадник». Подросток остро ощущает себя как автономную личность, и примешивать его успехи и неуспехи ко всему классу – значит отчуждать от его собственных достижений, стараний и успехов.
Излишнее внимание формальным достижениям. Конечно, хочется, чтобы ребенок был, как прежде, старательным хорошистом или сияющим отличником. Но в средней школе все не так: на трояках учишься большему, чем на пятерках, читаешь море интересных книг (комиксов, смотришь видео, активно общаешься с друзьями). Пусть подтверждением того, что ребенок не деградирует, будет интересная беседа с ним как-нибудь за ужином, а не пятерочный табель.
Что может укрепить его желание продолжать учиться?
Правильная групповая норма. Это очень сложная для родителя задача – найти такой класс, где учиться будет во все времена не стыдно и модно. Если получится подобрать для ребенка школу, класс, дворовую компанию с такими ценностями – это будет большой вклад в сохранение мотивации.
Признание ценности того, что делает ребенок. Что бы он ни выбрал, во что бы ни вложился – это вложение достойно родительского уважения и поддержки, пусть вы и думали, что лучше бы ребенку заняться языками и физикой, чем шитьем и ботаникой.
Если на этом этапе (в 5,6,7 классе) ребенок совершенно перестает реагировать на школу и скатывается резко на двойки с четверок, нужно в каждом конкретном случае искать свою причину. Но чаще всего причина находится в списке факторов, которые трудолюбиво «спиливали» мотивацию все предыдущие годы.
Может быть, родители слишком активно участвовали в учебном процессе. Возможно, отпускали шуточки и сомневались насчет способностей ребенка. И вот теперь набралась критическая масса напряжения или недовольства, к ней добавили небольшой гормональный всплеск – и ребенок готов уже никогда не браться ни за какие книги и никуда не поступать.
Здесь важно вовремя обратиться к специалисту, предварительно проверив: не пилите ли вы тот сук, на котором держится желание вашего ребенка учиться. И стоит помнить, что даже в этом случае можно помочь делу, ведь когда-то ваш ребенок научился ходить и говорить. Значит, росток мотивации в нем точно сохранился.