«Я тоже умру»? Нужны ли детские книги о смерти
Нужны ли детям вообще книги о смерти и если да, то зачем?
Кто-то считает, что все истории, предназначенные для детей, обязательно должны иметь счастливый финал, показывать добрый, красивый и безопасный мир. Пусть детство как можно дольше будет безоблачным, а с правдой жизни дети ещё успеют столкнуться, незачем обнажать её раньше времени.
Другие, наоборот, считают, что нет ничего плохого в книгах, авторы которых не приукрашивают реальность, не создают иллюзию позитивного мира, а честно рассказывают о разных жизненных проявлениях и помогают ребёнку их осмыслить.
Мне ближе второй подход. Детство — время познания мира и самого себя. Ребёнок сталкивается с различными ситуациями и проигрывает их, тем самым приобретая новый опыт, проживая его. Смерть — это тоже часть жизни, и рано или поздно ребёнку придётся с ней встретиться.
Если ещё несколько лет назад детские книги, в которых затрагиваются темы болезни, предательства, развода, смерти были редкостью и событием, то сегодня их довольно много — как зарубежных, так и отечественных (зарубежных пока больше). Но практически каждая новая книга до сих пор вызывает бурное обсуждение и противоречивые реакции.
Одна из таких книг, которая однажды уже наделала много шума, — «Самые добрые в мире» Ульфа Нильсона. Её герои находят на земле мёртвого шмеля и решают его похоронить. Это игра — найти подходящую для гроба коробочку, смастерить крест, написать прощальное стихотворение… Дети быстро входят во вкус и решают открыть похоронное бюро «В добрый путь». И вот уже все умершие поблизости хомячки, кроты, петухи и зайцы преданы земле. Некоторые возмущённые читатели видели в этом насмешку над смертью, проявление неуважения, но всё ведь совсем наоборот. Поступки детей как раз очень человечны. Каждому безымянному шмелю или кроту они дают имя, подбирают атрибуты для похорон, посвящают стихотворение и провожают с почестями. Игра в похороны — это не какая-то выдумка автора. В эскизах Юрия Норштейна и Франчески Ярбусовой к «Сказке сказок» есть не вошедший в мультфильм эпизод — «Похороны птицы»: процессия детей везёт на колясочке птичье тельце. Героини романа Луизы Олкотт «Маленькие женщины» так же, как и герои Ульфа Нильсона со стихами и почестями хоронят попугайчика (а это Америка девятнадцатого века).
Смерть — это что-то загадочное, необъяснимое и потому пугающее. Никто не может точно сказать, когда она случится, будет ли она болезненной и что будет после. Но можно снизить уровень тревожности, проговаривая наиболее волнующие моменты и проигрывая их. Книга «Самые добрые в мире» может стать отправной точкой для разговора с ребёнком, поможет ему сформулировать и задать вопросы, а родителям — найти ответы. Один из участников похоронного бюро совсем маленький и не понимает, что такое смерть, и герои как могут помогают ему разобраться. Тут как раз и может понадобиться активное участие родителей, их объяснения.
«— А что он делает? — спросил Пютте. — Он спит?
— Он умер, — ответила Эстер.
— Что это значит? Почему он всё время лежит?
Нам пришлось объяснить Пютте, что когда ты живёшь, то в конце ты должен умереть. Все на свете в один прекрасный день умрут и превратятся в ничто. Это очень грустно и печально, и поэтому все плачут. В конце концов Пютте всё понял:
— А я? Я тоже умру?
— Ну не сейчас ведь, глупыш, — сказала Эстер.
— Когда станешь старичком, тогда и умрёшь, — объяснил я.
Нижняя губа у Пютте задрожала.
—Но ведь мама с папой так огорчатся…»
«Самые добрые в мире» — это книга для семейного чтения. Вместе прочитать историю, посмеяться над шутками (их тут много, книжка очень весёлая и совсем не мрачная), задать друг другу вопросы и ответить на них может оказаться полезным опытом.
Очень показательно, что книга начинается с того, что дети скучают и именно от скуки начинают играть в похороны. А в конце дня рассказчик резюмирует: «Мы очень весело провели день». Ощущение того, что жизнь конечна, как ничто другое придаёт ей смысл и остроту, что и испытали дети на собственном опыте. А заканчивается книга словами: «На следующий день у нас было много других дел». В конце концов, жизнь всегда продолжается, а смерть — это только часть жизни.
Мария Орлова, пиар-директор издательства «Самокат»:
«Нам кажется, что за эти пятнадцать лет, когда существует издательство «Самокат», культура разговаривания с детьми, проговаривания сложных моментов только зарождается. Мы ещё учимся этому. Слава Богу, в последние годы походы к психологу стали не постыдны, а популярны, начались разговоры об особом характере детства, внимании друг к другу. Но табуированных тем по-прежнему очень много. Причём смерть сама по себе не табуирована, наоборот, она часто героизирована. Вспомнить хотя бы популярные раньше книги о пионерах-героях. Но проживания и проговаривания чувств, связанных со смертью, до сих пор нет в нашей культуре. А это необходимо».
Вторая книга «Прощайте, Господин Маффин» (издательство «Белая ворона») имеет совсем другое настроение. Её героиня сталкивается не со смертью вообще, как в «Самых добрых в мире», а со смертью близкого существа — любимой морской свинки Господина Маффина. Очень часто родители, пытаясь оградить ребёнка от жестокой действительности, скрывают смерть домашних животных и рассказывают сказки о том, что попугайчик улетел в окно, кот убежал в лес, а рыбка теперь плавает в море. В результате ребёнок не проживает очень важный опыт — опыт потери и принятия смерти. Чтобы уход близкого существа не травмировал малыша, необязательно его обманывать, — можно попробовать помочь пережить утрату. И одним из помощников может стать эта книга.
Смерть Господина Маффина не внезапна: он очень стар, и уход из жизни — это логичный её итог. На протяжении всей книги маленькая хозяйка Маффина пишет ему письма, в которых пытается принять неизбежное. Она честно говорит о том, что ей грустно, размышляет о неизбежности смерти и признаётся зверьку в любви. Осознание своих чувств и их проговаривание — очень полезное умение, которое помогает пережить сложные жизненные моменты.
Сам Господин Маффин тоже готовится к смерти — он вспоминает свою жизнь, которая была счастливой. У него была жена и самые прелестные на свете малыши. Ещё в его жизни было настоящее путешествие. Мало кто из домашних грызунов может похвастаться подобным. Скрупулёзно подсчитывает Маффин свои достижения и удачи: 7 665 раз его брали на руки, 728 огурцов и 2 555 охапок травы он сжевал на протяжении своих долгих лет.
Господин Маффин слабеет всё сильнее, и последние его дни проходят не в приятных воспоминаниях, а в острой боли, так что смерть тут выглядит не как злая сила, отбирающая любимое существо, а как долгожданное спокойствие, избавление от страданий. Такой взгляд также помогает снять страх смерти.
«Я тоже не спала всю ночь, лежала и думала о смерти, -— пишет девочка в одном из своих писем. — Я думала: или это такой отдых, и тогда не надо ничего бояться. Или окажешься на небесах, а там всё-всё будет хорошо».
После смерти Господин Маффин тоже удостаивается похорон с почестями, прощального стихотворения и даже заметки в газете. Потому что не бывает неважной смерти, так же, как и неважной жизни.
Анна Тигай, редактор издательства «Белая ворона»:
«Нам понравилась та тонкость и деликатность, с которой Ульф Нильсон подходит к теме ухода из жизни. К тому же в этой книге содержатся и простые советы: что делать и говорить, когда случается нечто подобное. Еще у этой книги есть «двойное дно», которое может быть незаметно при первом прочтении, что делает книгу гораздо более серьезной.
Детская литература осваивает проблемные темы (Холокост, феминизм, тело), нарушает табу и начинает говорить о запретном, а читатели постепенно к этому привыкают. И нам с коллегами из других издательств одновременно показалось, что сейчас пришло время поговорить о смерти».
Смерть в книгах Ульфа Нильсона — это не злая старуха с косой, которая поджидает где-то за поворотом. Это что-то бытовое, это часть жизни, с которой сталкиваешься постоянно. Она не демонизирована и не идеализирована — герои Нильсона её не боятся, но и не стремятся к ней, как в героических сагах и романтических повестях. Они учатся сосуществовать с ней, принимать её как нечто неизбежное. Так что при грамотном подходе со стороны родителей подобные книги ни в коем случае не нанесут ребёнку травму, а наоборот снизят тревожность, снимут вопросы и помогут перевести страхи в игру.
Что ещё почитать на эту тему?
Жак Гольдстин «Мой друг Бертольт» (издательство «Поляндрия»).
У маленького героя этой книги совсем нет друзей: только такое же одинокое дерево Бертольт, в кроне которого можно уютно спрятаться и наблюдать за жизнью вокруг. Каждую весну мальчик ждёт встречи с Бертольтом, но однажды её не происходит — Бертольт умер. Конечно, дерево — это метафора. Книга рассказывает о том, как потеря друга и память о нём могут стать началом чего-то нового и прекрасного.
Ирина Зартайская «Все бабушки умеют летать» (издательство «Качели»).
Это книга о серьёзной личной утрате: главная героиня теряет любимую бабушку, своего лучшего друга, с которым она провела столько счастливых лет. В этой книге очень много любви, горечи и надежды. Под конец бабушкиной жизни, когда она уже стала совсем слаба, старая женщина меняется с внучкой местами: и теперь девочка заботится о бабушке, как та когда-то заботилась о ней.
Эта книга может стать очень терапевтичной для того, кто переживает потерю.
Анджела Нанетти «Мой дедушка был вишней» (издательство «Самокат»)
Когда-то давно, в день рождения своей дочери, дедушка посадил вишню. С тех пор вишня растёт и становится свидетельницей семейных традиций, сложностей и побед. К сожалению, пока деревья растут, люди стареют и умирают. Но пока они живы в нашем сердце и нашей памяти, они всё равно где-то рядом. Эта книга, полная светлой грусти, поможет вспомнить уже ушедших и ещё больше ценить тех, кто пока рядом.