Младший школьный… игровой?
В этом возрасте, в вышеупомянутой логике, у ребенка через ту самую сюжетную игру уже должны быть развиты произвольность (способность управлять своим поведением), проявлена способность к символическому (словесно-логическому) мышлению, сформирована учебная мотивация.
Ребенок готов сесть за парту, сложить руки перед собой и с интересом слушать учителя 40 мин… Эта чудесная картинка, дополненная бантами в косах и портфелями на ремнях, часто грезится мне на моем нынешнем рабочем месте — в начальной школе в Швеции.
К сожалению (а может быть, наоборот, счастью), современная реальность далека от этого образа. То ли дети, которые приходят в современные школы, другие, то ли школы изменились сами, то ли изменилось и то и другое и заодно все вокруг, но похоже, что пресловутая «готовность к школе» у многих так и не наступает вплоть до времени, когда уже пора поступать в институт.
Похоже, причина в том, что под влиянием возросшей скорости жизни, насыщенного информационного пространства, детство, как и другие области человеческой жизни, усложнилось и фрагментировалось.
Вместо опыта детства с ясными границами, временем и пространством для погружения в целостный опыт игры, детских отношений и т.п., есть реальность, где сосуществуют множество альтернативных источников притяжения, информации и влияния (сверстники, игрушечная индустрия, ТВ, компьютерные игры, социальные онлайн-сети).
Все это создает предпосылки для совсем другого психического развития — в каких-то отношениях более стремительного (ведь сегодня многие второклассники уже следят за модными мемами и умеют пользоваться компьютером лучше, чем их родители), а в каких-то — гораздо более фрагментарного и запаздывающего: в частности, большинство детей очень медленно «добирают» эмоционально-волевую сферу, а значит, нуждаются в игре.
Это очень заметно и в нашей, шведской, школе. Несмотря на всю свою информационную подкованность и весьма конкурентные отношения, большинство детей до 10 лет с огромным удовольствием играют в сюжетные игры, в том числе, в совсем «малышовые»: в семью, в магазин и пр. Им бывает сложно договориться, поддерживать и развивать вместе сюжет, но они пытаются вновь и вновь, что, по-моему, явный признак сильной потребности.
Важным условием успеха для этого является наличие защищенного пространства (где особенно не тревожат другие дети), вдохновляющих воображение элементов среды (вроде деревянных лошадок у нас в школьном дворе или огромной лужи, вокруг которой можно копать и заполнять водой каналы) и уже сложившейся компании друзей. А еще понимающего и помогающего взрослого, который эту игру не обесценивает, называя, например, «детсадовской», а поддерживает и даже иногда организовывает. Подробнее про то, как и зачем можно помочь школьникам организовать игру, читайте в следующей статье.