Детский лепет: какие игрушки и игры нужны ребёнку 1–3 лет для развития речи
Напомню, что в предыдущих сериях мы обсудили, к чему и зачем стремится ребенок в этом возрасте (к тому, чтобы научиться ходить, действовать с предметами и разговаривать) и как могут помочь игрушки по первым двум направлениям.
В этот раз разговор пойдет про речь или, наоборот, речь — про разговор (от перестановки слов, в данном случае, смысл не меняется). Так или иначе, я напишу про то, какие игрушки и игры могут помочь развивать умение и желание ребенка говорить.
Как развивается речь на первом году жизни и в раннем возрасте
Довольно быстро после рождения (приблизительно, около третьего месяца) младенцы начинают «гулить», издавать разнообразные звуки и явно получать при этом массу удовольствия. Для малыша это своеобразная игра, исследование возможностей вокализаций и, одновременно, тренировка речевого аппарата. Несмотря на то, что гуление генетически обусловлено, оно несет и важную коммуникативную функцию. Как правило, гукать и гулить ребенок начинает в ответ на обращение родителей и других близких.
В возрасте около 5 месяцев гуление переходит в детский лепет: ребенок учится произносить отдельные слоги, а чуть позже имитировать отдельные слоги, характерные именно для родной речи. Лепет ребенка развивается через подражание, активное «слушание» и повторение — причем, как за взрослыми, так и за самим собой.
На следующем этапе, в возрасте около 10 месяцев, появляется понимание речи, то есть того определенного смысла, который стоит за каждым словом. Чуть позже происходит и овладение первыми словами как средствами коммуникации.
От года до трех происходит становление активной речи: ребенок начинает говорить, используя слова родного языка. При этом вначале малыш зачастую обозначает одним словом многие явления, предметы и чувства. Дальнейшее развитие речи идет по пути дифференциации и усложнения: ребенок узнает и различает все больше слов, начинает складывать слова в предложения.
Как видно из этого описания, речевое развитие, наряду с другими сферами развития, напрямую связано с отношениями и взаимодействием взрослых и ребенка или, по-научному, социальной ситуацией развития.
Полезные действия родителей
Привязанность, надежный и постоянный контакт с родителями в младенчестве — залог, в том числе, и хорошо развитой в будущем речи. Эмоциональность, интонации, богатство речи взрослых благотворно влияют на дальнейшее речевое развитие ребенка и закладывают своеобразный «нейронный фундамент», на который будет в дальнейшем ложиться вербальное и интеллектуальное развитие малыша раннего возраста.
Поэтому так важно, чтобы мама и папа постоянно «отражали» ребенка, комментируя его действия, состояния, желания, много с ним общались: вербально, тактильно и мимически.
Как уже упоминалось, очень полезно использовать всевозможные песенки, стишки и присказки, связанные с бытовой жизнью ребенка. Не менее полезно «играть» с малышом до года в «вокализации»: петь с ним, перекликиваться и повторять за ним звуки и слова.
Для детей от года актуальны стихи и сказки в книжках с картинками. Сюжет и иллюстрации стимулируют ребенка к называнию и запоминанию слов, а стихотворная форма вносит элемент игры. Например, стишки и песенки полезно «прохлопывать» и «протопывать» или сопровождать другими движениями. Ритм и танец помогают ребенку «пережить» слово телесно и эмоционально, в этом смысле все дети прирожденные поэты.
По той же причине именно в этом возрасте актуальны всевозможные жестовые и пальчиковые игры (при этом начинать следует с жестовых, постепенно переходя к тем, которые предполагают более мелкие движения).
Ребенок раннего возраста наращивает свой словарный запас и интересуется миром вокруг и названиями предметов. Интерес и активное говорение важно поддерживать, отвечая на вопросы ребенка, и можно еще стимулировать с помощью игр, условиями которых является называание предметов. Например, можно играть в прятки с игрушками: прятать одну или несколько под одеяло или полотенце и предлагать малышу назвать, какие игрушки спрятались.
Полезные игры и игрушки
Из игрушек для развития речи особенно полезны материалы для лепки, рисования, образные игрушки и игрушки, задействующие мелкую моторику.
Широко известно, что игрушки для развития мелкой моторики вроде шнуровок или мозаик тренируют пальчики малышей, а через них и область нейронов, отвечающих за речь. Полезно обзавестись шнуровками с «сюжетом» (где нанизывать нужно не просто бусинки, а фигурки). Тогда игру можно развивать, называя предметы и придумывая с ними истории.
Рисовать и лепить лучше вместе: взрослый может рисовать и лепить для малыша персонажей и сюжеты, стимулируя его тем самым к коммуникации. Собственные попытки ребенка нарисовать или слепить важно сопровождать вопросами (кто это/что это?) и игрой, например, придумывая дополнения или других персонажей. При этом можно и нужно пользоваться сюжетами прочитанных сказок и стихов.
Образные игрушки (куклы, мягкие игрушки) служат для ребенка своеобразным отражением его самого. Сюжетные действия с ними (укачивание, кормление, одевание и т.п.) помогают малышу раннего возраста пережить и вербализовать собственный опыт. Сюжетной игрой такие действия еще назвать нельзя, но они очень важны и полезны, в том числе и для речевого развития.