Молчит, кричит, ушёл к другой…
Кейс №1: недолюбленные дети
Я в браке уже 14 лет, до этого жили вместе три года. Двое детей. Полгода назад муж сказал, что хочет развестись. Для меня это было шоком. Я, конечно, замечала, что в последнее время мы отдалились, стали меньше общаться, что муж часто раздражается на меня и на детей. Но я всё списывала на усталость, кризис 50 лет, проблемы с детьми, с работой. Он сказал, что его бесят мои родители, которые очень часто у нас, что я сижу дома и не успеваю иногда приготовить ужин к его приходу; что он меня уже не любит, но другой у него нет. Я просила его не решать сгоряча, дать нашей семье шанс — ведь это главное. Но он сказал «Нет», что ему ничего не надо и он ничего не хочет. Но я всё-таки надеялась, потому что он не уходил, никому ничего не рассказывал: ни друзьям, ни родным. Я просила родителей не приходить при нём, нашла работу, стала чаще выводить семью на выставки, мероприятия. Но два с половиной месяца назад он ушел к другой, хотя раньше говорил, что у него никого нет. Все были просто в шоке. У меня как будто половину отрезали: я постоянно плакала, ведь для меня наша семья была всем. Хуже всего, что он не обсуждал со мной накопившиеся проблемы и претензии, просто принял решение и не дал шанса, как будто боялся передумать. Сейчас уже легче. Но не могу отпустить мысль, что муж ошибся, что мы ему нужны. Воспоминания о счастливых моментах нашего брака перевешивают проблемы последнего периода. Думаю, он просто устал и убежал от неприятностей к другой. Знаю, что должна просто жить, заниматься собой, детьми, но каждый раз думаю, как вернуть мужа, как вразумить его. Не могу принять, что муж не вернётся. Что делать?
Трогательная и очень жизненная история.
Жене очень досадно, что муж не озвучил внятно свои претензии, тем самым не дал ей возможности хотя бы попытаться их удовлетворить. Но если бы такая возможность была и между ними произошёл бы разговор, то его несложно было бы спрогнозировать. И он уже частично озвучен, когда муж говорил, что он приходит с работы, а ужин не готов. Но очевидно же, что дело не в этом. Если бы ужин был готов, а квартира была идеально прибрана, и уроки у детей выучены, едва ли это на что-то повлияло бы стратегически.
Понимание того, что в действительности произошло, облегчает переживания и важно для ваших будущих отношений. Потому что там другим будет только имя.
Очень характерный срок: 10–14 лет в браке — кризисный рубеж. Чтобы понять, почему он кризисный, нужно заглянуть в прошлое. Вот мальчик, ему 2–3 года, он еще не умеет притворяться, идет к родителям и всё, как есть рассказывает: что ему что-то понравилось, что его где-то высмеяли, что машинку в саду сломали… И что же он слышит в ответ? Вместо сочувствия — упрёки и назидания: «Я же говорила! Вот теперь ты понимаешь, что не нужно было брать машинку в сад. Не делай так больше!». А ведь ребёнок хочет сопереживания! Ровно того же, чего мы, взрослые, ждём друг от друга в наших горизонтальных отношениях. Необходимая реакция со стороны мамы и папы и называется безусловным принятием. Даже самые хорошие родители иногда не могут удержаться, чтобы не прочитать своему ребенку лекцию, не «нагрузить» его. В результате, во взрослую жизнь любой человек, а особенно мальчик, выходит с дефицитом безусловного принятия. Именно его он ищет в женщинах, с которыми начинает отношения. Этого он ждет от своей жены. Ему очень важно, чтобы она стала для него по-настоящему «своей». Такой, кому не нужно демонстрировать свою «глянцевую» сторону, перед кем можно распахнуться, быть прозрачным и настоящим, как в детстве.
Десятилетний рубеж в браке — это время, когда надежда на такую нежную, немного «опекунскую» дружбу постепенно исчезает. Мужчина не хочет признаваться в этом даже самому себе. Поэтому ищет и находит другие поводы для раздражения. Сначала придирается к мелочам, а потом и вовсе уходит к другому человеку, считая, что в новых отношениях он получит то, чего так сильно хочет. Эффект новизны, трепетность первых месяцев отношений и безусловного принятия. Но это тоже иллюзия. Супруга не смогла оценить степень детской недолюбленности своего мужа. И в этом нет ее вины. Нужно понимать, что здесь вообще нет чьей-либо вины.
Но что делать, если ресурсы брать всё на себя закончились? Не покупайтесь на внешнюю взрослость человека. Попробуйте воспринимать мужчину как маленького ребенка, которому очень не хватает любви. Ведь женщины сильнее, выносливее и сохраннее психологически, чем мужчины. А если ресурс в дефиците или его уже просто нет, подумайте, что бы вы сделали, если бы он вдруг появился. А остальное организм сделает сам: ресурс и правда обязательно появится.
Даже если муж ушел, и кажется, что исправлять что-то уже поздно, возможность дать ему то, что так необходимо, еще есть. Нужно только сделать над собой усилие, перестать ждать его возвращения, отказаться от мысли вернуть его в семью. Начать налаживать настоящие дружеские отношения. Постепенно уйдет негатив, ваши отношения перестанут казаться ему такими ужасными, заиграют по-другому. Изменится и собственное внутреннее состояние. Да и дети получат так необходимую им разгрузку от травмы, полученной при разводе.
Кейс №2: стена молчания
Вопрос: При ссоре муж перестает со мной разговаривать, не идет на контакт. Мы можем молчать неделями. Как выяснила, свекровь со свекром живут именно так — не разговаривают. У нас есть сын, 3.5 года, не хочу, чтобы ребенок видел такой пример перед глазами. Пыталась достучаться до супруга, но всё бесполезно. Не знаю, как выходить из данной ситуации, когда человек тебя полностью игнорирует.
Разбор: История драматичная и типичная одновременно. В общем виде за ней стоят две вещи: сам факт протестной обиды мужа и внешняя форма этой обиды. Автор вопроса делает акцент именно на ней: что муж во время ссоры перестаёт разговаривать, повторяя модель, взятую у его собственных родителей.
Но надо понимать, что здесь поведением человека руководит психотип: один от обиды замолкает, уходит в себя, а второй от точно такой же обиды начинает кричать и чуть ли не лезет в драку.
Из того, как сформулирован вопрос, понятно, что жена считает: муж обижается более-менее на ровном месте. Обижается на то, на что она сама или любой другой «сохранный» человек не обиделся бы. Может, она и права, но, для того чтобы поладить с любым партнёром, нужно исходить не из собственных представлений о правильности и норме, а из его чувств, какими бы неадекватными они не были.
Как понять, обидел ты человека или он обиделся как будто «ни на что». Есть простой критерий: если человеку обидно, значит, его обидели. И пусть это звучит довольно примитивно.
Жена, которая нам написала, могла совершенно не желать никого обидеть, но она хронически не замечала и не учитывала, насколько её муж — глубоко неуверенный в себе и ранимый человек. А потому с ним нельзя общаться просто так — всегда только сгруппированной. Это не пожизненный крест — это временный, хоть и достаточно длительный период, когда у партнёра нужно сформировать новый жизненный опыт: опыт безопасности того, что с его чувствами считаются.
Пытаться отогреть такого человека можно только одним путём — взять вину на себя. Сказать: «Прости, наверное, я тебя, действительно, как-то задела. Мне надо понять чем, чтобы этого больше не повторялось».
И он точно откроется на предложенное ему внятное и, что самое главное, искреннее извинение.