«Канадская школа учит детей работать с чувствами», — поэт Маша Рупасова
Маша Рупасова — детский поэт, ее стихи — искренние и смешные — с удовольствием читают не только малыши, но и взрослые. Маша живёт в Ванкувере, и вот уже 8 лет ее главное дело — воспитания сына Максима.
Кроме того, Маша, в прошлом учитель русского языка, работает в проекте «Травли.Net», который занимается распространением информации о буллинге.
Уже сегодня в рамках онлайн-марафона Family3 «Великолепная пятерка» Маша расскажет, как распознать школьную травлю, как отличить ее от шалости, и как помочь ребенку, если он попал в эту непростую ситуацию.
Чтобы лучше узнать Машу и вдохновиться ее подходом к воспитанию, мы предлагаем почитать небольшое интервью, которые мы сделали накануне лекции. Из него вы узнаете, как устроено начальное образование в Канаде и почему местные дети бегут в школу с удовольствием.
Как устроена канадская школа
Мой сын ходит в бесплатную канадскую школу. Принцип распределения по школам — территориальный, как в России.
Дети идут в школу в пять лет, в киндергартен. Это что-то вроде подготовительной группы детского сада, но в рамках школы.
Уроки идут 9 до 15 часов с несколькими большими переменами. В хорошую погоду детей дважды в день выводят на площадку, в плохую — выпускают побегать в спортзал. Есть snack time и ланч, когда дети едят принесенную из дома еду.
За партами дети в начальной школе времени проводят немного. Учителя можно слушать лёжа или сидя на ковре, читать можно сидя в уголке в кресле-качалке. Поэтому дети на переменах не носятся, им не нужно сбрасывать накопившееся напряжение.
Раз-два в неделю школьники проводят пару часов в лесу, изучая природу, занимаясь арт-проектами, связанными с лесом.
В классах очень много групповой и парной работы над различными проектами. Так дети учатся распределять обязанности, взаимодействовать друг с другом, договариваться.
Домашней работы в начальной школе нет, рекомендуют с детьми читать, мы читаем, причём на обоих языках.
Почему дети в Канаде ходят в школу с удовольствием
Моему сыну 8 лет, он пошёл в третий класс, то есть это его четвёртый год в стенах школы. Первые два года он был убеждён, что ходит в школу играть. При этом он незаметно для себя научился читать на английском, писать на нем же, узнал, что такое отрицательные числа. Школу он любил страстно. Некоторое отрезвление наступило, когда начались более серьёзные занятия и пространство свободной игры сократилось. Но, тем не менее, между посидеть дома и посмотреть мультики и пойти в школу он стабильно выбирает последнее. И он в любви к школе не одинок, все его друзья любят школу и скучают по ней на каникулах.
Школе удалось этого добиться доброжелательностью и уважением к ребёнку. Здесь более индивидуализированный подход к ребёнку, у каждого есть свой собственный учебный план — в рамках общего, но тем не менее. Дети в пределах своей параллели разбиты на пять групп по каждому из основных предметов: например, способный ребёнок может входить в первую группу по математике, но в пятую по письму, если у него сложности с письмом.
У каждого ученика есть своя зона успешности, к которой относятся очень трепетно. Область, где ученик не блещет, называется challenging, то есть, в этой зоне ребёнку непросто, там для него есть вызов, и задача учителя — ребёнку в преодолении проблем помочь.
Какие трудности поджидают детей в школе
С трудностями мы пока не сталкивались. Был у нас один challenge в прошлом году — слишком острая реакция Максима на собственные ошибки, мы с учителем сидели, вырабатывали стратегию поведения, которая должна была ему помочь. Школе было важно убедиться, что мы видим ситуацию так же, как и они, не орем на него за ошибки, не стыдим, поддерживаем и помогаем превозмочь.
Что российская система образования может позаимствовать у канадской
Канадская система образования, начиная с яслей, учит ребёнка помогать самому себе. В плане знания собственной психики и умения обращаться со своими эмоциями мой восьмилетка зачастую оказывается более компетентным, чем я.
Канадская школа уделяет огромное внимание работе с чувствами ребёнка. Детей учат пониманию границ — как своих, так и другого человека, их учат взаимодействию друг с другом, медитации как способу успокоить свой ум, унять тревоги.
В российской школе человека учат чему угодно, кроме него самого. Ребёнок получает гигантский массив знаний, фонематический разбор слова в первом классе — это первый курс филфака, вообще говоря! А сам ребёнок с его страхами, аффектами, гневом, неумением сосредоточиться, с незнанием самого себя остаётся ответственностью семьи. Хорошо, если семья обладает достаточными знаниями. А если нет? И вот дети сдают ЕГЭ, не понимая толком, какие они, чего они хотят и куда им дальше двигаться.
Насчёт необходимости заимствований у российской системы образования мне сложно сказать что-либо конкретное. Мне очень нравятся аккуратно оформленные тетради российских первоклашек — но я знаю, что с такими высокими требованиями к оформлению мой сын из уверенного в себе, счастливого мальчишки быстро превратился бы в невротика. Так что я, наверное, пока довольна тем, что мы имеем в нашей школе.