«А вдруг у нас «несадовский» ребёнок?»

Эта мысль посещает, наверное, каждого, кто готовится отдать ребёнка в детский сад. Будет ли он плакать? А если это слишком большой стресс? Может, нам туда вообще не надо?
Поделиться

На лекции «Муки детсадовы» в рамках марафона «Энциклопедия родителей дошкольника»  психолог Екатерина Бурмистрова подробно объяснила, кто такие «несадовские» дети, что делать, если адаптация проходит не так гладко, как хотелось бы.

 

Каким детям действительно лучше не ходить в детский сад?

  1. Гиперчувствительным. Есть дети настолько «тонкокожие», что любая мелочь может их выбить из колеи. Им детский сад тоже показан, но с большой осторожностью. И, скорее всего, после трёх лет, когда психика немного окрепнет.
  2. Очень медленным. Таким, которые просто физически не могут за полчаса съесть свой обед и за пятнадцать минут одеться на прогулку. Им больно, когда их подгоняют; от мысли, что они не успевают, начинают действовать ещё медленнее. Если у вас такой ребёнок, может оказаться, что детский сад ему в принципе не подходит.
  3. Детям с выраженным дефектом речи, который мешает общаться. Выходом станет логопедический сад, а вот пребывание в обычной группе может стать настоящей мукой, если тебя никто не может понять. Хорошо адаптируются в детском саду дети, которые уже могут изъясняться со сверстниками.
  4. Детям с травмой привязанности. Детский дом в прошлом, потеря близкого человека (мамы, папы), сложная семья, долгие расставания с мамой и другие тяжёлые условия. В этом случае нужно при малейшей возможности оставаться дома и «ремонтировать» привязанность: это гораздо важнее.

Во всех остальных случаях, скорее всего, ребёнку детский сад показан — вопрос в том, как, когда и что об этом думаете вы сами.

 

А почему тогда ребёнок «плохо» пошёл в детский сад?

Рассмотрим наиболее вероятные причины:

  1. Ребёнку просто ещё рано. Речь идёт не о календарном, а о психологическом возрасте: не все дети в 3 года «созревают» для детского сада. У всех разные темпы развития, по-разному пройден первый год жизни. Если ребёнок родился недоношенным или с малым весом, долго болел — вполне вероятно, его психологический возраст меньше физического. Если говорить о формальных признаках, то готовым к саду можно считать ребёнка, который уже пережил кризис трёх лет, более или менее освоил речь и худо-бедно научился отпускать маму от себя хотя бы на пару часов.
  2. Плохо адаптируется не ребёнок, а родители. Многие из нас сами ходили в детский сад — и сегодня на нас влияет личный опыт. Очень трудно отдают детей в сад те, у кого был сложный собственный опыт, кому в детстве было плохо, сложно, тяжело в этом учреждении.
    Мы никогда не сможем вынести за скобки личный негативный опыт. Зато можем научиться не смешивать свои чувства с эмоциями ребёнка. Давайте отделять наш жёсткий советский детсадовский опыт от опыта современных детей, которые идут совсем в другой детский сад — гораздо более мягкий и человечный.
    Если вы сами не ходили в детский сад, ваш «нулевой» личный опыт может создавать дополнительную тревогу. В этом случае поможет информация. Смотрите, изучайте, расспрашивайте, гуляйте возле детского сада и слушайте воспитателей на прогулке «в естественных условиях». Всё это поможет составить более или менее полную картину.
  3. Неверно выбрана стратегия адаптации. Обычно к саду легче привыкать постепенно: сначала погулять вместе с мамой в группе, потом «попроситься в гости» и пройтись по зданию садика, далее остаться поиграть на часок вместе с мамой, потом отпустить её ненадолго… Не все государственные садики готовы предоставить вам такую возможность, но попытаться стоит.
  4. Может быть, вы просто торопитесь. Любое привыкание требует времени: новые нейронные связи формируются минимум за 6–8 недель. Поэтому первые три месяца вы в любом случае не «ходите в сад» — вы к нему «привыкаете». При этом ребёнок испытывает физиологический стресс, наша задача — проследить, чтобы это напряжение было не разрушающим, а умеренным. Помните, что ребёнок занят очень энергозатратным делом, он «отращивает» себе новые нейронные связи, а мы должны помочь ему восполнять ресурс и «подзаряжать батарейки».
  5. Педагогические трудности. Есть вещи, которые ребёнку неплохо бы уметь к моменту знакомства с детским садом. Сложнее в саду тому, кто не умеет спать днём. Не привык есть самостоятельно. Никогда до этого не общался с детьми и вообще привык к ограниченным контактам. Если вы собираетесь отдать ребёнка в сад этой осенью, постарайтесь до этого момента научить его есть ложкой, пользоваться горшком, самостоятельно натягивать штаны и застёгивать куртку. Отдельная задача — к трём годам научить ребёнка принимать и проживать недолгую разлуку с мамой. Вам нужно уметь прощаться друг с другом, нежно, спокойно, чтобы ребёнок был уверен, что мама за ним вернётся. Это не исключает слёз и грусти по утрам, но помогает легче привыкнуть.
  6. Не продуманы роли взрослых. Стратегически лучше, чтобы самый тревожный и беспокоящийся родитель не отводил, а забирал ребёнка из сада. Отводить лучше тому, кто сам имеет наиболее позитивный личный опыт и больше всех признаёт важность и пользу хождения в детский сад: например, папе, бабушке, старшему брату или сестре.

 

Можно ли считать «несадовским» ребёнка, который в принципе не очень любит детей и предпочитает быть один, сидеть дома и общаться только с близкими взрослыми? 

Это непростая ситуация. И здесь семье стоит, во-первых, поискать причину такого поведения (может быть, ребёнок просто активно осваивает манипуляцию взрослыми, а с детьми этот номер не проходит). Во-вторых, принять решение, как вы дальше планируете выстраивать отношения с внешним миром. Если вам не претит ситуация, когда ребёнок останется на домашнем обучении до взрослого состояния, можете смело отказываться от детского сада. Если собираетесь отвести ребёнка в школу и вообще стараться как-то социализировать его, имеет смысл понемногу пробовать, но очень внимательно следить за ребёнком и его состоянием. 

На самом деле, есть только одна группа детей, которым действительно можно не ходить в детский сад и не опасаться последствий этого решения — в школе или где-то ещё. Это дети с особой одарённостью — от природы мягкие социальные лидеры. Те, кто со всеми может договориться, всех весело и дружелюбно подчинить себе, прийти и спокойно занять место лидера, а не воевать за него и не сидеть в сторонке. Парадокс в том, что именно такие, уже имеющие «зачёт» по построению социальных связей, будут рваться в сад. Им там будет интересно и несложно. Все остальные дети (если родители не против этого) так или иначе должны адаптироваться — если не к саду, то уж точно к миру людей. 

 

Детский сад — это совсем не то же самое, что дом 

Здесь с детьми меньше возятся, меньше уделяют им внимания, здесь более шумно, режимно, структурно. И привыкание к детскому саду отнимет у вас время и силы. Всё это будет иметь смысл только в том случае, если вы чётко понимаете, зачем всё это. Уж точно не только затем, чтобы маме спокойно мыть полы или пойти на работу в офис. Прежде всего, это польза для ребёнка: новые влияния и краски, больше самостоятельности, возможности для общения с другими детьми, освоение новых правил, тренировка гибкости… Если вы осознаете и признаете пользу всего предприятия, адаптация к детскому саду и для вас, и для ребёнка пройдёт более спокойно. 

Удачи вам и терпения!  

Вас может заинтересовать:

Вас могут заинтересовать эти статьи