Загадочные дошкольники

Ещё вчера они смирно лежали в колясках, ели, пили, спали и не преподносили нам никаких сюрпризов. Но пришло время, дети подросли, и вот мы должны с ними заново знакомиться, узнавать, по-новому общаться, обращать внимание на важные вещи и спокойно относиться ко всем остальным. Неочевидные факты о дошкольниках описывает психолог, физиолог, профессор Марьяна Михайловна Безруких.
Поделиться

О здоровье, эмоциональном и физическом развитии дошкольника, его адаптации к детскому саду мы будем подробно говорить в рамках онлайн-марафона «Энциклопедия родителей дошкольника» 

Одним из наших экспертов марафона будет выступать Марьяна Михайловна Безруких. Давайте вкратце обсудим, какие особенности есть у дошкольного возраста, каких нам — родителям — ждать сюрпризов? 

 

Три типичные проблемы с пищевым поведением

  • Ребёнок очень консервативен в еде. Подавай ему только сосиски и только с пюре, больше ничего он в рот не возьмёт. Такая избирательность может быть как свидетельством некоторых расстройств, так и обычной возрастной особенностью. Не стоит заставлять ребёнка «через не могу» есть то, чего он не хочет. Новые блюда стоит вводить в рацион постепенно, не слишком настаивая.

Часто пищевое поведение ребёнка меняется вместе с контекстом, в котором он растёт и развивается. Например, в семье ребёнок отказывается от мяса (овощей, рыбы, хлеба), но в детском саду вдруг начинает есть то, чего никогда не ел. Или мама ребёнка не любит сырые овощи, а няня наоборот, и ребёнок вместе с няней ест овощи, а с мамой — нет.

  • Ребёнок настолько впечатлителен, что легко переключается от еды на какое-нибудь дело и поэтому регулярно недоедает. На самом деле это нормально. Если вы хотя бы раз в год посещаете педиатра, который взвешивает ребёнка, измеряет его рост и не находит никаких проблем — можно всё оставить, как есть. Иногда возникает желание докормить ребёнка, «впихнуть» в него всю запланированную пользу, но здесь уместно помнить: насильственное кормление — это пытка. Вы действительно хотите пытать своего ребёнка? Уверена, что нет.
  • У ребёнка лишний вес. Это действительно может быть проблемой, но решать её нужно не через диеты (детям диеты вообще не полезны, кроме особых случаев, когда рацион определяется лечащим врачом). Нормализовать вес поможет корректировка образа жизни: больше физической активности, прогулок, рациональное и сбалансированное питание. Дошкольник должен питаться пять раз в день, получать тёплую пищу, достаточное количество воды и грубой клетчатки. А наедаться раз в день перед сном — опасная практика. Кажется, мы все это знаем, так почему бы не отказаться от вредных пищевых привычек?

 

Три ситуации, когда за ребёнком нужно понаблюдать внимательнее

  • Резкое изменение состояния ребёнка. Обычно он спокойный, а тут внезапно стал беспокойным, резким, нервным. Всегда был шустрый и разговорчивый — и вдруг притих. Раньше всегда с ним можно было договориться, а теперь ребёнок стоит на своём и не слышит никаких аргументов. Или вдруг стал просыпаться по ночам, плакать, у него пропал аппетит и т. д. Всё это может говорить о том, что с ребёнком что-то произошло: он пережил стресс, возможно, у него что-то болит.

Если ребёнок всегда был таким и вас всегда это беспокоило — скорее всего, ситуация не так ужасна. Если никогда такого не было — с ребёнком стоит поговорить или, если он ещё мал, понаблюдать за ним пристальнее.

  • Нарушение поведения. Ребёнок вдруг начинает совершать поступки, которых никогда не делал и, как вам казалось, никогда и не видел. Вдруг начинает проявлять агрессию по отношению к кому-то, ругать, бить, наказывать, совершать другие действия, которые вас очень удивляют. Здесь интересно понять, как ребёнок приобрёл этот опыт, у кого «подглядел» такое поведение. Не стоит пугаться, сердиться, но полезно понаблюдать, откуда приходит это необычное поведение.
  • Регресс или «откат» в развитии. Ребёнок уже прошёл какой-то этап, например, начал говорить, перестал писаться, стал есть самостоятельно — и вдруг приобретённый навык пропал. Причиной тому может быть какая-то травма, заболевание, стрессовая ситуация; здесь стоит найти причину такого «отката» и постараться нормализовать ситуацию. Ребёнок может скучать по близкому человеку, переживать стресс, тяжело адаптироваться к новой обстановке (например, в детском саду или с новой няней).

Внимание! Если у ребёнка появились навязчивые движения (подергивает руками, чешется, грызёт ногти), нарушен сон, появился энурез — не откладывайте поход к врачу-неврологу. Но нужно помнить, даже если ребёнку будет назначено медикаментозное лечение, родителям стоит поискать видимую причину происходящего.

 

И другие важные особенности детей дошкольного возраста

  • Дети прекрасно всё слышат и понимают… Когда ребёнок сидит в углу на ковре и занимается своими делами, он слышит все ваши слова и мотает на ус, даже если предмет разговора ему неясен. Никогда не обсуждайте ребёнка с кем-либо в его присутствии, не ссорьтесь при ребёнке, не говорите в его присутствии о том, что не планируете потом с ним обсуждать.
  • … И все понимают буквально. До 4–5 лет у детей превалирует наглядно-действенное мышление. Это естественный этап развития: все слова значимых взрослых принимаются за чистую монету, без критики и очень конкретно. Если мама говорит, что я её совсем замучил — так и есть. Если говорит, что у неё от меня голова болит — значит, так и есть, я причина маминой головной боли. Со временем дети научатся понимать различные речевые обороты, юмор, преувеличение, но даже и тогда не стоит говорить ребёнку что-то вроде «я тебе уши надеру» или «ты меня в гроб вгонишь своими двойками».
  • Дошкольники могут говорить, но не обо всём рассказывать. Иногда за день они устают настолько, что к вечеру на мамин вопрос, как дела, могут только промычать «нормально». Или по какой-то причине сознательно не будут рассказывать о чём-то важном — из чувства стыда, страха, волнения, просто потому, что отвлекутся. Что делать в этом случае? Понаблюдайте за тем, как ребёнок играет. Во-первых, это очень увлекательно, во-вторых, в игре проявляется всё, что происходит с ребёнком. Если он плохо себя чувствует или очень устал, то откажется играть. Если его что-то тревожит — он постарается проиграть все беспокоящие его ситуации. Особенно это актуально для детей, у которых пока не очень развита речь.
  • Дети могут манипулировать. Уже с двух-трёх лет ребёнок способен понимать, с кем и как взаимодействовать, чтобы получить то, чего ему не хватает (главным образом — внимания). Это не коварство, а предусмотренный эволюцией способ выжить: чаще дети быстро осваивают навыки манипуляции, если они живут и развиваются в неблагополучных условиях. Дети неосознанно ищут выгодные для себя ситуации. Единственный способ избежать манипуляции — не вынуждать ребёнка манипулировать. Старайтесь уделять ему внимание не только в те моменты, когда что-то случилось, а просто так, потому что вам хорошо вместе.
  • С ребёнком нужно разговаривать. Не говорить ему, а разговаривать с ним, то есть больше слушать, чем внушать. Проявляйте интерес, задавайте вопросы, вызывайте ребёнка на диалог и слушайте, слушайте. Диалог не может получиться там, где родители занимаются дрессурой: назови мне пять видов хвойных деревьев, прочти стишок, скажи, сделай, ответь… Не экзамен, не допрос с пристрастием, а полноценный диалог — наиболее развивающая и исцеляющая форма взаимодействия.
  • Всех «детских бунтов» можно избежать. Сейчас много говорят и пишут о возрастных кризисах, включая знаменитый кризис трехлётнего возраста: якобы в три года ребёнок вдруг может начать вести себя крайне неудобно и непредсказуемо, очерчивая свои границы, отказываясь от послушания и т. д. Однако нужно понимать, что любой детский бунт, любая агрессия и неожиданное поведение — это всегда реакция на что-то в поведении родителя. Или ребёнок требует от нас внимания и для этого пускается во все тяжкие или сигналит о чём-то важном, с чем ему удалось столкнуться.
  • Из любой ситуации, когда ребёнок «бунтует», не слушается, ведёт себя не лучшим образом, нужно стараться выходить так, чтобы сохранить честь и достоинство ребёнка. Не угрожать, не пенять, не критиковать, не говорить «я же тебе говорил», не «клевать» его за проступок или неосторожное поведение.

Попробуйте придумать игровую ситуацию, квест, отвлекающий манёвр. Даже если вы тысячу раз напоминали ребёнку, что нужно идти домой, сходить в туалет, не прыгать в лужу в промокаемых ботинках — не напирайте на то, что он вас не послушался и был не прав. Лучше для чувства собственного достоинства ребёнка спокойно констатировать факт: ну да, у тебя промокли ноги (штаны, перчатки и т. д.) — теперь мы знаем, как оно бывает. Пойдём, сделаем что-нибудь, чтобы тебе не было холодно.

Если уважительно относиться к ребёнку, беречь его чувство собственного достоинства, многие «возрастные кризисы» удастся прожить спокойнее.

  • У каждого ребёнка свой темп. Детям очень вредно находиться в ситуации, когда им всё время нужно спешить, догонять, торопиться. Между тем, есть дети, которые сами по себе очень быстрые, и есть другие, для которых естественный темп небыстрый. Такие ребята медленно и обстоятельно делают всё: едят, одеваются, играют, говорят… Уже у двухлетнего ребёнка вы можете заметить такую неспешность; это его собственный темп, его способ жить, и подгонять такого ребёнка просто бесполезно: вы не добьётесь ничего, кроме невроза. Наберитесь терпения, старайтесь учитывать особенности вашего ребёнка, когда планируете день или собираетесь в поездку.
  • Дети растут неравномерно. В летнее время дети растут быстрее, чем в зимнее. Обычно к 5–7 годам у детей случается полуростовой скачок: у них вытягиваются руки, ноги, они сильно прибавляют в росте, при этом иногда, если ребёнок не успевает нарастить мышечную массу, родителей беспокоит его внешний вид: ребёнок выглядит хилым, угловатым. Не беспокойтесь, это в порядке вещей: если у ребёнка всё в порядке с режимом, он хорошо питается и много двигается, скоро мышцы вырастут. Чтобы быть уверенными, что ребёнок растёт и развивается нормально, достаточно хотя бы раз в год посещать педиатра, измерять рост и вес ребёнка. 

Вас может заинтересовать:

Вас могут заинтересовать эти статьи