«Чего хочет мое чудовище?» Пластилин как инструмент развития эмоционального интеллекта

Курс по развитию эмоционального интеллекта от проекта «Больше волшебства» не похож ни на один другой. Это пять занятий с использованием яркого и красивого пластилина, и участвуют в нем не только дети, но и взрослые. Автор курса Мария Ширяева рассказала FamilyTree, как лепка из пластилина позволяет нам понять и назвать свои самые глубокие эмоции, а потом — научиться открыто говорить о них. Ведь эмоциональный интеллект — основа успешной коммуникации во взрослой жизни.
Поделиться

О чем будет этот курс?

Эмоциональный интеллект — это способность человека осознавать и понимать свои эмоции, а также чувства других людей. Мы сделали курс для детей от 3 до 6 лет и их родителей, чтобы помочь им установить более доверительные отношения, ввести практику свободно говорить о своих чувствах и выработать сам «язык говорения», который будет фундаментом их отношений в будущем, когда ребенок вступит в подростковый возраст. 

Какие техники вы используете в курсе?

В качестве художественного материала мы используем яркий пластилин. Мы разделили курс на пять тем. В каждом занятии будет маленький пластилиновый мультфильм и простое творческое задание для совместного выполнения с родителем. Мы приглашаем родителя и ребенка к совместному исследованию, в котором не будет оценок, как правильно и как надо. И для родителя, и для ребенка в этом будет элемент нового творчества. 

Почему вы выбрали в качестве материала именно пластилин?

Мы используем этот материал, потому что он очень тактильный. Через контакт с ним мы сразу обращаем внимание на свои телесные ощущения. Мы можем заметить, какой он температуры, какой мягкости. Постепенно этот навык — замечать, а как мне в моем теле, — становится привычным. Когда мы переходим в осознание того, что происходит на уровне тела, мы уже не захвачены сильным чувством — например, злостью. Это помогает посмотреть на ситуацию со стороны и справиться с ней. В обычной жизни, когда ребенок находится в каком-то сильном эмоциональном состоянии, ему очень помогает что-то помять, пожамкать, вылепить. Кроме того, пластилин развивает мелкую моторику, а она в свою очередь влияет на развитие речи и мозга.

Что делать тем, кто с детства не любит лепить из пластилина?

Современный пластилин очень классный. В моем детстве пластилин был очень странных оттенков и очень плохо мялся. Сейчас он приятный, красивый. Мы пробуем разные техники, и даже те, кто пластилин в школе не любил, пробуют с нами, и им нравится. Важно, что мы никого не заставляем лепить с нами по образцу. Можно слепить по-своему. К каждому уроку есть раскраски, которые помогают закрепить материал, и можно вообще не лепить, а раскрашивать и тоже получить свое удовольствие. В игре получается близкий контакт взрослого и ребенка. 

Какие эмоции можно проработать во время занятия?

Во время выполнения упражнений мы учимся замечать те эмоции, состояния, настроения, которые уже есть в ребенке. Поначалу мы можем говорить о ярких и простых чувствах, таких как грусть, радость, интерес. Потом постепенно могут добавляться нежность, волнение, смущение. Вместе с родителями ребенок все больше погружается в оттенки и нюансы, и для него эта палитра эмоций становится шире. 

В одном из занятий курса под кодовым названием «чудовище» мы лепим свою самую сильную захватывающую на момент выполнения упражнения эмоцию или состояние. Благодаря пластилину мы можем ощутить, какая у нее фигура, какая поверхность, гладкая или шершавая. В отличие от рисования, пластилин позволяет задействовать больше органов чувств.

Что является результатом этого творчества?

Родитель и ребенок научаются взаимно рассказывать о своих чувствах и понимают, что это нормальная практика. Сам родитель тоже заглядывает внутрь себя и узнает, что с ним происходит. Ребенок, слыша это от родителей, понимает, что чувствовать и выражать разные эмоции — это нормально. Ребенок понимает: если в моей семье принято говорить о своих чувствах, значит, я тоже могу это выражать. Это очень важно — создать возможность для родителя и ребенка говорить на одном языке. 

Какие проблемы возникают, когда мы не умеем говорить о своих чувствах и детей этому научить не можем?

Неумение говорить о своих чувствах дает нам сразу много проблем в коммуникации. Мы оказываемся в ситуации, когда нас что-то тревожит или, наоборот, мы чему-то радуемся, но не можем это выразить и дать людям информацию о том, что с нами происходит. Это вызывает проблемы в межличностном общении.

Возможность понимать себя дает в руки инструмент для решения проблемы. Когда я понимаю, что со мной, я понимаю, что я могу с этим сделать. Если же я захвачен эмоцией, то я не вижу ничего вокруг, — это может быть просто физически опасно. Способность понять и назвать  свое состояние дает возможность отлепиться от эмоции и посмотреть на нее со стороны. И тогда я могу помочь себе и как взрослый могу помочь ребенку. 

Сколько эмоций может быть в одном человеке?

Спектр чувств ребенка развивается постепенно. Об осознанной эмпатии мы говорим с 7–8 лет. Очень важная часть эмоционального интеллекта — уметь выражать свои чувства в визуально понятных образах. Мы говорим: на что сейчас похоже твое настроение?

Например, мы сравниваем свои эмоции с радугой. У каждого ребенка свои ассоциации. Для одного волнение будет желтым, для другого — синим. Потом мы предлагаем следующий образ — сравнить чувства с погодой. Бывает солнечно, бывает гроза, бывает сильный ветер и ураган, и все это чувствовать нормально. 

Ребенок начинает вспоминать свой опыт и сравнивать. Чем помогает это сравнение? Не всегда у нас достаточно слов в лексиконе, чтобы назвать свои чувства, но это постепенно появится. Задача курса — постепенно увеличить количество оттенков, которые мы можем распознавать. Ребенок потом их соотнесет с нужными словами. 

Как правильно работать со своими чувствами: принимать или отпускать?

Ребенок смотрит на родителей и учится обращаться со своими чувствами. Поэтому ему важно видеть широкий спектр, не только радость и счастье, но и когда родитель раскаивается, устает или злится. Нам важно проявлять при ребенке свою естественную эмоциональную палитру, не быть всегда с веселым лицом, не бояться, что ребенок испугается.

Практика с лепкой чудовища — это часто работа со злостью, гневом. Поэтому мы проводим ее ближе к концу курса. Можно спросить: а чего хочется этому существу? Например, выяснить, что чудовище в настоящий момент хочет есть или пить. Это частая причина сложных эмоциональных состояний ребенка. Так мы приучаем его заботиться о себе. 

Пока мы не умеем понимать себя и заботиться о себе, ни о какой эмпатии к внешнему миру не может идти речь. Попробовав поговорить с сильной эмоцией в виде пластилинового чудовища, мы смещаем фокус внимания на то, чем мы можем помочь себе, как о себе позаботиться. Постепенно мы можем развернуть фокус заботы вовне, в сторону мира. Но работа с собой на первом месте, потому что пока мы не понимаем себя, мы не можем повернуться к другим. 

Вас может заинтересовать:

Вас могут заинтересовать эти статьи