Как говорить с подростками об алкоголе, чтобы они услышали. Действенная профилактика от психолога Татьяны Орловой

Один из самых распространённых страхов родителей подростков — это знакомство детей с алкоголем и другими психоактивными веществами. Первопричина любых зависимостей — психологические проблемы, а с ними может столкнуться абсолютно любая семья. К сожалению, часто родители, сами не желая, подталкивают детей к ошибкам и не замечают первых звоночков. Психолог Татьяна Орлова уверена, что зависимость легче предупредить, чем вылечить и безопасную базу лучше закладывать в детстве. Так как говорить с подростками, чтобы они вас действительно слышали и понимали?
Поделиться

По статистике, проблемы с психоактивными веществами (ПАВ) в России возникают у 5–10% процентов населения. К сожалению, в эту ловушку могут попасть и подростки, начиная с 13–14 лет. Как же так? К сожалению, стараясь уберечь ребёнка от необдуманных действий, мы сами допускаем ошибки, которые подталкивают его к протестному поведению.

Давайте сначала разберёмся с тем, как делать не надо, а потом перейдём к действенным методам профилактики.

        

Ошибочные стратегии

  • «Станешь непонятно кем!»

К сожалению, когда мы говорим: «Не пей, не кури, не пробуй опасное», ребёнок слышит подсказки, что ему делать в сложных ситуациях. Получается, мы сами указываем дорогу.

  • «Будешь как отец/дед/дядя Вася!»

Если проблемы с ПАВ есть у кого-то из близких, нужно быть особенно осторожным в высказываниях. Не стоит программировать ребенка на повторение такой судьбы. К тому же, поругавшись с вами, ребёнок может назло повести себя как человек, на которого вы просите не быть похожим.

  • Удерживать от контакта с «плохими» ребятами.

Контролировать, проверять соцсети и переписку, не отпускать гулять.

Допуская эти две ошибки, мы разрушаем доверие. Жёсткий контроль вызывает протест, а обилие запретов превращает наши слова в бессмысленный шумовой фон. Подростковый возраст — время, когда социум становится важнее семьи. Это пугает родителей, но это нужно принять.

  • Игнорировать проблему.

Часто родители до последнего не верят, что такие проблемы могут быть у их детей. Доверие — это важно, но смотреть на ситуацию сквозь розовые очки не стоит.

  • Ставить ультиматумы, угрожать.

Вероятность того, что подросток послушает друзей, а не родителей, очень высока. Не стоит заниматься противопоставлениями и ставить его перед выбором.

  • Сравнивать с другими.

Так мы обесцениваем личность ребёнка. А низкая самооценка только подталкивает к употреблению чего-то, придающего уверенность.  

 

Нужно учитывать ещё один фактор риска — наличие травматического опыта:

  • Психологическое/физическое/сексуальное насилие.
  • Утрата близкого человека.
  • Трудный развод родителей.
  • Тяжелая болезнь и др.

Важно понимать, что психоактивные вещества  — это не только вред, но и универсальное, гарантированное удовольствие. Этакая заплатка, которой можно залатать любую дыру. Что бы ни случилось, уход от проблемы гарантирован. Да, причины по которым люди теряют контроль над собой, разные, но решение — одно.

Неуверенность в себе, проблемы с родителями, неразделённая любовь, трудности в учёбе, страхи, сомнения — любую проблему можно замаскировать ПАВ. Замаскировать, но не решить.  Поэтому профилактика зависимостей — это не нравоучения, а умение видеть и слышать психологическое состояние ребенка. Чем раньше родители задумаются об этом, тем меньше вероятность того, что эта проблема коснется их семьи.

 

Формула профилактики

  • Надежная привязанность.

Семья через привязанность передает ребенку ценности, правила жизни, стратегии поведения, учит ценить себя и бережно относиться к здоровью. Наличие привязанности можно узнать по взаимному уважению и наличию диалога. Если надежная привязанность есть, то подросток в сложной ситуации скорее обратится к семье, а не к друзьям. Или к сомнительным веществам.

  • Внимание к потребностям подростка.

Насколько уважительно в семье относятся к стремлениям ребенка и его склонностям? Есть ли у него планы на будущее? Помогают ли взрослые развивать таланты, отмечают ли успехи?

  • Поддержка самостоятельности.

Речь не об обязанностях, а о личных стремлениях проявить инициативу в том, что важно для самого подростка. Может ли он сам выбрать секцию по душе? Планировать свободное время?

  • Поддержка сепарации.

Важно понимать, что сепарация неизбежна. Чем крепче мы держим детей, тем сильнее может быть протест. Задача подростков — стать самостоятельными, а задача родителей — перестать жить их жизнью.

  • Личный пример.

Если в семье разгульные застолья — обычное дело, то как можно ждать другого от ребёнка? Важно показать, что есть другие способы общаться, справляться с усталостью и раздражением.

 

А теперь приступим к диагностике!

Где тонко, там и рвётся. Чтобы обнаружить слабые места, честно ответьте себе на вопросы о ребёнке:

  • Уважаются ли его границы в семье и уважает ли он границы других?
  • Понимает ли он свои чувства и может ли о них сказать?
  • О каких чувствах говорить сложно?
  • Использует ли пассивную агрессию и манипуляции в отношениях?
  • Может ли просить о помощи и помощь получать?
  • Как обращается со злостью и раздражением?
  • Есть ли у него друзья?
  • Умеет ли ваш ребенок проявить вежливый интерес симпатичной особе, завязать знакомство?

 

Практические упражнения

  1. Чтобы понять, насколько эффективно вы общаетесь с ребёнком, подумайте, какие стратегии вы используете. Обсуждаете ли сложные темы? Как вы это делаете?
  2. Запишите фразы, которые вы чаще всего повторяете, общаясь с ребѐнком (можно спросить у членов семьи и у самого ребѐнка). Какие послания они несут? Иногда мы хотим сказать одно, но люди слышат совершенно другое. Подумайте, не ранят ли ваши слова, не вызывают ли они желание сделать всё наоборот?

 

Как говорить о ПАВ, чтобы нас услышали?

Говорить нужно честно. Все знают, что алкоголь расслабляет и придаёт уверенности, потому если мы будем говорить только о вреде, это будет лицемерием. Лучше рассказать о своём неудачном подростковом опыте, о том, как потом было плохо и стыдно.

Говоря о наркотиках, важно признавать, что их принимают для удовольствия, но ценой этого удовольствия может стать жизнь.

Многие подростки верят, что лёгкие наркотики помогают сдать экзамены и не вызывают привыкания; считают, что курить и выпивать — круто; уверены, что кальяны и вейпы — безвредны. Но это не так. Развенчивайте мифы, но старайтесь не сводить разговор к нравоучениям.

 

По мотивам лекции психолога Татьяны Орловой из онлайн-марафона «Трудный возраст. Как уберечь подростка от негативного опыта».

Вас может заинтересовать:

Вас могут заинтересовать эти статьи