Битва за домашку: 6 способов научить ребенка делать уроки самостоятельно

Что делать, чтобы выполнение домашней работы не стало проклятием для всей семьи.
Поделиться

Выполнение домашней работы — одинаково сложная интеллектуальная задача как для первоклассника, так и для старшеклассника. В этом уверена психофизиолог, директор Института возрастной физиологии Российской академии образования Марьяна Михайловна Безруких. Для этого детям необходима мотивация и умение сконцентрироваться на заданиях.

Как добиться первого и второго, а также как сформировать навык самостоятельного выполнения ребенком домашнего задания, Марьяна Михайловна Безруких рассказала на лекции «…И вечный бой. Битва за домашку» в рамках курса для Family Tree «Учить Учиться».

Мы послушали лекцию и законспектировали отрывок, в котором Марьяна Михайловна делится советами, как помочь школьнику делать домашнее задание с удовольствием и без помощи взрослых.

 

Формируйте позитивный настрой

Нередкая ситуация, когда ребенок оттягивает выполнение задания. И родители, вместо того, чтобы разобраться в причине такого поведения, начинают задавать ему вопросы: «Садишься?», «Сколько можно тянуть?», «Когда приступишь?».

Если ребенок не хочет делать задание, значит, у него есть какие-то трудности. Родителю надо разобраться, какие именно.

Часто школьник просто не понимает причину своих неудач, и задача взрослого (в идеале, педагога) — понять, где ребенку сложно, что нужно подсказать и каким образом это сделать.

Формировать позитивный настрой у ребенка, значит, давать ему понять: «Ко мне всегда можно обратиться за помощью» и быть готовым действительно помочь.

Помочь — не значит делать домашнее задание за ребенка, а разобрать непонятную ему тему столько раз, сколько необходимо. Разобрать и уйти по своим делам, а не сидеть за спиной ребенка и контролировать каждое движение его ручки.

Важно сказать школьнику: «Я рядом. Я готова объяснить». И он будет звать вас много раз, и это не должно раздражать, и это будет продолжаться какое-то время, пока ребенок не привыкнет выполнять задание самостоятельно.

 

Чередуйте работу и отдых

Не надо настаивать, чтобы школьник выполнял уроки за один присест. Многие родители говорят: «Пока не закончишь, не встанешь». Это неправильно.

Оптимальное и рациональное время, которое дети могут непрерывно готовить домашнее задание — 20–30 минут (у некоторых и того меньше — 10 минут).

После этого надо сделать небольшую паузу, за которую ребенок успеет снять напряжение. Можно предложить ему сделать пару физических упражнений, съесть четвертинку яблока, выпить полстакана сока.

 

Исключите ситуации ограничения во времени

Как только взрослые говорят: «Ты должен быстрее сесть за уроки, потому что нам надо бежать на музыку/ к бабушке/ в бассейн (нужное подчеркнуть)», они создают ситуацию стресса и разрушают позитивный настрой. Ограничение во времени — одна из самых сильных стрессовых ситуаций.

Детям требуется время, чтобы просто включиться в процесс приготовления домашней работы. Кто-то сначала расставляет книги, точит карандаши, раскладывает ручки, кто-то разбирается в ящиках — это своеобразный ритуал, который помогает настроиться на дело. И важно, чтобы в этот момент школьника никто не дергал.

 

Чередуйте сложные и простые задания

Многие считают, что выполнение домашней работы нужно начинать со сложных заданий. Это ошибка. Сложные задания не приносят ребенку быстрого удовлетворения.  Это то, что нарушает позитивный настрой.

А вот если у ребенка будет задание, которое он сможет выполнить быстро и с удовольствием, это станет стартовым толчком, который поможет включиться в процесс и постепенно перейти от простых упражнений к сложным.

 

Обращайтесь за помощью к педагогу

Родители стараются справиться с выполнением домашнего задания своими силами и не учитывают требования учителя.

Это может привести к недопониманию и конфликтам, если ребенок придет на урок и будет решать примеры, используя методы, которым в школе его не учили.

Если вы не знаете требования педагога (а ребенок не всегда может их четко сформулировать и даже просто обратить на них внимание), ваша задача — спросить у учителя, как лучше объяснять ту или иную тему, как лучше выполнять задания. Так вы сбережете свои нервы и нервы ребенка, предупредите возникновение неловких ситуаций.

Какими еще инструментами могут воспользоваться родители, чтобы сформировать навык выполнения домашнего задания, слушайте в вебинаре вебинаре Марьяны Безруких «…И вечный бой. Битва за “домашку”».

Вам может быть интересно:

Вас могут заинтересовать эти статьи