Подросток и гаджеты: как жить в реальности, где интернет повсюду?
В рамках лекции из цикла «13–19. Пережить пубертат» психолог Екатерина Бурмистрова рассказала, как помочь подростку не запутаться в виртуальных сетях.
Прежде чем говорить о детской компьютерной зависимости, давай подумаем о себе: в каком состоянии мы проводим больше времени в виртуальном пространстве? Безусловно, мы «залипаем» в смартфонах, когда нам плохо, скучно, поглощает рутина, не хватает реальных событий и живого общения. С детьми происходит то же самое.
Причины побега в онлайн
- Подросткам как воздух нужны свобода и независимость, но в реальной жизни они зависят от нас практически полностью. Виртуальное пространство даёт иллюзию свободы. Чем выше повседневный родительский контроль, тем сильнее потребность уйти в онлайн — здесь ИХ территория, ИХ правила. Социальные сети, сетевые игры, первый опыт коммерческой активности, провокационные знакомства и флирт с незнакомцами создают обманчивое впечатление взрослой жизни и самостоятельности.
- Неуверенность в себе и сложности в живом общении. В виртуальном пространстве можно быть кем угодно, вести себя как угодно — чувство неуверенности в себе, страх притупляется. Например, здесь можно в любое время зайти на страничку к предмету своего обожания, даже если в реальности ты боишься смотреть в его/её сторону. Непопулярность, проблемы с внешностью и буллинг — весомые причины, чтобы убежать от реальности в виртуал.
- Скука и поиск себя в реальном мире. Скука — главное подростковое состояние. Детские увлечения уже неинтересны, а взрослые — ещё непонятны или недоступны. Это довольно тяжёлое, но нормальное для подросткового возраста состояние. Вообще, скука полезна — она вынуждает искать способы выхода из неё: задумываться о том, что тебе интересно, пробовать новое, искать себя. Но только если под рукой нет гаджета. К сожалению, интернет действует как таблетка, которая снимает зуд, но не устраняет причину его возникновения.
- Перегруз. Если у подростка очень насыщенный график, то потребность «потупить» в сети сильно возрастает. Особенно это касается тех, за кого занятия выбирают родители. То же самое происходит и с нами: уставая на работе, мы смотрим фильмы и листаем новостные ленты, не всегда зная зачем.
- Темперамент. Активные и легковозбудимые холерики больше склонны к зависимости от гаджетов — это помогает им снять напряжение.
- Принадлежность к группе. Нужно быть «в теме», иначе ты рискуешь стать изгоем.
Первый шаг к борьбе с компьютерной зависимостью — осознать, на чём именно держится пристрастие вашего ребёнка, какие проблемы за этим стоят.
Второй важный вопрос, который стоит задать: как много времени проводят за экранами взрослые в вашей семье? Не является ли компьютерная зависимость вашей общей проблемой?
Признаки компьютерной зависимости у подростка:
- Хорошее самочувствие и эйфория за гаджетом и «ломки» после выключения.
- Нежелание отвлекаться. Всё, что за экраном, оказывается неважно, а попытки отвлечь вызывают вспышки гнева.
- Неспособность спланировать время за экраном: договорились, что играет 40 мин, но ребёнок не может самостоятельно остановиться. Забываются все договорённости и обещания.
- Трата денег на реальные и виртуальные покупки, связанные с играми и гаджетами.
Признать проблему
Зависимый не понимает свою зависимость. Контролировать ситуацию нужно нам, вот только подростки не признают язык назиданий. Нужны реальные действия, чёткие правила и открытые обсуждения проблемы.
Интернет порабощает, создавая иллюзию свободы, которая так дорога подросткам. В спокойное время объясните, что это не свобода, а реальная адреналиновая зависимость. Расскажите, что игры затягивают, потому что над ними работают профессиональные маркетологи. Объясните, как можно влиять на общественное мнение с помощью новостей и продавать с помощью настроек рекламы.
Безусловно, интернет даёт нам колоссальные возможности, но только до той поры, пока МЫ используем его, а не ОН нас. Подростки не любят, когда их разводят и держат за дураков. И поэтому это работающие аргументы.
Инфодетокс
Чтобы понять, есть ли в вашей семье компьютерная зависимость, попробуйте провести эксперимент: удалите на какое-то время все гаджеты. Все телефоны (и ваши тоже!) нужно положить в коробку и убрать на оговорённый срок (например, на вечер). Брать их нельзя ни детям, ни взрослым!
Если мы сами не выпускаем гаджеты из рук, то все наши слова — ложь.
Чем больше времени без гаджетов, тем показательнее результат и выше терапевтический эффект. Хорошо устраивать вечера или целые выходные инфодетокса.
Правила доступа
Ограничения по времени
Не хотите, чтобы дети засиживались за играми до ночи? Настройте роутер так, чтобы он сам отключался по вечерам в определённое время! Если вы работаете из дома и не можете позволить себе остаться без связи, значит, у вас должна быть своя сеть с паролем.
Сколько времени можно проводить перед экраном?
До 10–11 лет экранное время не должно превышать одного часа в сутки, раз в неделю можно посмотреть полнометражный фильм. Желательно, чтобы это был семейный просмотр. После 12 лет — 1 ч.– 1 ч. 20мин. Всё, что больше 2 часов, ведёт к формированию зависимости.
Читать обязательно
Гаджеты очень сильно мешают формированию привычки читать — дети не хотят продираться к чтению сквозь удовольствие игр. В результате снижается способность реагировать на слух и формируется привычка к видеоряду. Если мы хотим, чтобы ребёнок научился воспринимать и анализировать информацию, нужно ограничивать экранное время.
Для читающего ребёнка/ подростка ограничения по играм могут быть мягче, чем для тех, кто не читает.
Правила, санкции и поощрения
Мы имеем право устанавливать правила! Это не испортит наши отношения с детьми и не навредит привязанности. Понятные правила воспринимаются лучше, чем постоянные упрёки и назидания. Хорошо, если правила оговорены всеми членами семьи в спокойное время и сформулированы в письменном виде. Хочешь играть? Пожалуйста! Но при условии, что уроки сделаны и домашние обязанности выполнены.
Время игры должно быть чётко регламентировано; важно, чтобы ребёнок научился сам контролировать это время. Установите несколько напоминаний, чтобы он заранее завершил игру и сохранил результат. Если ребёнок заканчивает игру со скандалом, то вы имеете право в следующий раз сократить время игры. Но не стоит злоупотреблять наказаниями и поощрениями в виде уменьшения/увеличения экранного времени, чтобы не поддерживать иллюзию, что игры — высшее благо.
Обязательно сами поиграйте в игры, которыми он увлечён, посмотрите его любимые сериалы и влоги, на которых он подписан. Причём проведите у экрана столько же времени, сколько и подросток. Так вы сможете оценить воздействие контента на психику и его информативную составляющую. Если к концу игровой сессии у вас появилась агрессия, есть о чём задуматься.
Прокачайте реальность!
Очень важно, чтобы у подростка были зоны успеха в реальной жизни. Если у него нет любимых занятий и достижений, что он противопоставит скуке и неуверенности? В этом возрасте статус первостепенно важен!
Попробуйте перевести любовь к гаджетам на другой уровень — найдите хорошие курсы блогинга или программирования. Возможно, у вас растёт компьютерный гений или новая звезда журналистики!
Если вы понимаете, что не справляетесь с компьютерной зависимостью ребёнка или у него есть другие психологические проблемы, от которых он убегает в сеть, — не стесняйтесь обращаться за помощью к специалистам.