Взлом шаблонов. Игры и другие действенные практики для развития гибкости ума у детей и взрослых
Чем опасны шаблоны?
Теория Решения Исследовательских Задач (ТРИЗ) основана на взломе шаблонов, которые есть у каждого из нас. Многие шаблоны удобны и полезны: они упрощают жизнь и экономят время. Но именно инертность не даёт нам заметить свои ошибки и упорно ведёт к любимым граблям. Чтобы «взломать» устоявшийся шаблон и проанализировать его, Евгения Гин рекомендует использовать следующую систему вопросов:
Система – это объект анализа. Что вы знаете? Что нравится и что смущает? Какие есть отзывы и какая перспектива?
Надсистема – это взаимодействие объекта с окружающим миром. С чем он связан, как влиял, влияет и как будет влиять на происходящее вокруг?
Подсистема – из чего состоит, как изменяется, будет ли устраивать вас через какое-то время?
Такие вопросы полезно задавать себе в самых разных ситуациях: от выбора места работы до покупки холодильника. Точно так же можно проанализировать и отношения. Если ничего не меняется и всё надоело, значит система не работает – настало время взять и самому что-нибудь изменить.
Что такое «хорошо», и что такое «плохо»?
Чтобы меньше тревожиться и быть увереннее в своих выборах, придётся смириться с тем, что мир не чёрно-белый. Конечно, у каждого из нас есть принципы, которые служат внутренней опорой. Однако чем более несгибаемы наши установки, тем нетерпимее мы к выбору других. А что, если каждый из нас прав по-своему? Что, если всё не так плохо и войну можно отменить?
Для развития гибкости восприятия у себя и у детей попробуйте такие игры:
Игра «Хорошо-плохо»
Вместе с ребёнком поищите хорошее и плохое в любом явлении. Например, в конфетах: от конфет портятся зубы и аппетит, но зато они приносят радость, а глюкоза полезна для мозга. Машины: быстро едут, но они загрязняют воздух.
Игра-баттл «Да, но…»
Эта игра учит гибкости мышления и помогает быстро находить аргументы в спорах. Один участник ищет позитивные аргументы, а другой – негативные. Например:
– Мы опоздали на автобус –это плохо!
– Да, но теперь можно прогуляться пешком.
– Да, но мы не успеем на занятие.
– Да, но я туда не очень-то и хотел!
– Да, но…
Старайтесь каждый раз находить как можно больше аргументов «за» и «против». Этот принцип можно применять и в спорных ситуациях: «Какие доводы –за колготки? Какие – против? 5:3 в пользу мамы!» Или в пользу ребёнка.
Игра «Если так, то что?»
Игра учит думать, анализировать, искать слабые места и мыслить критически. Например:
– Кто такие птицы?
– Это те, которые летают!
– Значит, стрекоза – птица?
– Нет, у птицы есть перья!
– Значит, если надеть боа и купить билет на самолёт, станешь птицей?
– Нет…
В этой игре можно и нужно вредничать! Чтобы не попадаться на уловки манипуляторов и шарлатанов, надо уметь замечать подвохи. Главный враг знания – это иллюзия знания, учитесь находить слабые места.
Точка зрения как обман
Когда мы смотрим новости или слушаем рассказ о каком-то событии, особенно конфликтном, важно понимать, что это только половина правды. Скорее всего, с противоположной стороны всё выглядит иначе. Так же обстоят дела и с фразами, вырванными из контекста.
Например: «Знаменитый учёный заявил, что все его суждения бессмысленны, если они вырваны из контекста». После этого в газете появляется заголовок: «Знаменитый учёный заявил, что все его суждения бессмысленны». Обманули? Нет. Сказали правду? Тоже нет.
Чтобы научиться подмечать такие уловки, полезно играть в «Перевёртыши». Малышам такая игра не подойдёт, а вот подросткам – очень даже. Берёте любую фразу и придумываете продолжение, которое полностью меняет её смысл. Кстати, многие известные нам поговорки и цитаты тоже вырваны из контекста. Например, поговорка «Бедность не порок» изначально звучала так: «Бедность не порок, а вдвое хуже».
Возьмите любые известные фразы-установки и попробуйте продолжить их так, чтобы смысл полностью поменялся.
Разрыв шаблона бывает очень полезен, чтобы расширить горизонт, не воспринимать трудности как неразрешимые задачи, а творчески подойти к их решению.
По мотивам курса ТРИЗ-педагога Евгении Гин «Продуктивное мышление. Осваиваем с детства».