Дыхание, осознание, позитив — три кита эмоционального развития

Тема эмоционального интеллекта с недавних пор занимает умы всех сознательных родителей. Об этом пишутся статьи и книги, проводятся вебинары и лекции. Коучи рассказывают своим адептам, что все их проблемы от того, что в детстве их эмоциональным развитием никто не занимался. Почему это так важно? И как помочь своему ребенку разобраться с эмоциями, если сам со своими не сильно-то ладишь? Рассказывает наш колумнист, музыкант, корпоративный тренер, исследователь, мастер медитации Ваня Пух.
Поделиться

Меня очень радует современный курс на осознанное родительство. Семьи, где заботятся об эмоциональном комфорте, соблюдении личных границ и стараются дать детям возможность услышать внутреннюю мотивацию, встречаются все чаще. Это радостная тенденция. Она дает шанс вырастить следующее поколение психологически здоровым, без признаков дефицита и  вечной войны за выживание в анамнезе.

Для своей дочки я разработал систему прокачки эмоциональной сферы, почерпнув знания из проверенных и опробованных на себе практик. С радостью делюсь с вами своим опытом.

1. ДЫХАНИЕ и КОНТРОЛЬ

Маленькие дети полны переживаний и эмоций. Они растут и развиваются очень быстро, и порою их психика не успевает угнаться за телом. Внутренние переживания захлестывают их с головой, а инструментов контроля у них еще нет. Отсюда эти резкие перепады настроения, истерики без видимой причины, вопли и рыдания с катанием по полу. Знаю не понаслышке, как это раздражает и дезориентирует нас, взрослых. Такие бури невозможно предугадать и очень непросто останавливать. 

Мой метод — дыхательные практики.Те самые практики из йоги, что способствуют концентрации и расслаблению.

С раннего детства, примерно с полутора лет, я учу дочку успокаиваться самостоятельно при помощи простых вдохов и выдохов. К пяти годам это вошло у нее в систему. Она начинает «дышать», когда предчувствует накрывающую изнутри бурю.

Практика проста и эффективна. 

Смотрим ребенку в глаза, желательно присесть, чтобы быть с ним на уровне, берем его за руки и спокойным голосом повторяем: «Я знаю, что тебе сейчас плохо, но истерика не поможет решить проблему. Давай подышим, чтобы успокоиться, а потом спокойно все обсудим».

Делаем плавный вдох носом, наполняя легкие по максимуму.

Задерживаем дыхание, считая до трех.

Плавно выдыхаем через рот, собрав губы в трубочку.

Освоение практики потребует от вас системности и терпения. Но, согласитесь, иметь такой инструмент контроля эмоций полезно даже взрослым.

2. ОСОЗНАНИЕ

Пока дети растут, т.е. примерно лет до 16, их психика подвижна, а эмоции разнообразны и нестабильны. Ребенку трудно понять, что он чувствуют, а главное — как к этому относиться и что с этим делать. 

В нашем обществе принято отрицать негативные переживания. А что делать, если ты злишься или завидуешь? Общество говорит — игнорировать и всячески скрывать.

Но это путь в никуда. Как нет света без тени, так нет и добра без зла. И вместо того, чтобы пытаться отрицать естественные реакции, лучше их признать, прожить и попытаться найти причину. Спросите ребенка: «Почему тебя это злит? Чему ты завидуешь? От чего так раздражаешься?»

Я обсуждаю с дочкой каждый такой случай. Никогда не укоряю ее за злость или ревность. Все эмоции должны иметь своё место в ее душе и сознании. У всех должно быть название и выявлена причина возникновения. Такая тактика позволяет маленькому человеку научиться понимать себя, отслеживать свои мотивы и устранять из своей жизни факторы, привносящие негатив.

3. ПОЗИТИВ

И раз уж мир сам прекрасно справляется с причинением негативных эмоций, задача родителя — работать над позитивной стороной. Доставлять ребенку как можно больше радостных эмоций, отмечать для него моменты счастья и веселья. Фиксировать его внимание на положительных переживаниях. Не подумайте, что я призываю детей неистово баловать. Это не сработает. Перенасыщение ведет только к вырождению и атрофии. Радость должна быть ожидаемой и яркой. Отличный способ доставить удовольствие и включить позитив — прослушивание музыки. 

Я как музыкант со стажем смею утверждать, что музыка — это универсальный язык, понятный людям любой расы, пола, возраста, религии и убеждений. Музыкой можно передать абсолютно любую эмоцию. Есть произведения нагнетающие, есть расслабляющие, есть те, что возбуждают желание, есть стимулирующие работоспособность и концентрацию. Музыкой можно выразить что угодно: от неистового счастья до глубокого уныния.

Я создал для дочки подборку позитивной музыки и постоянно пополняю ее. Мы слушаем песни и мелодии, она описывает, что чувствует, когда слушает. 

Мы поем вместе перед сном, и она уже составила свой личный чарт любимых композиций.

Я называю этот процесс насыщением позитивом, потому как она всякий раз засыпает с улыбкой, мурлыкая под нос новый шлягер 🙂

Буду рад, если мои советы помогут вам в нелегком деле воспитания!

Берегите себя и своих детей!

МИР!!!

Вас может заинтересовать:

Вас могут заинтересовать эти статьи