Развитие дошкольника: правильно расставляем приоритеты
По мотивам лекции «Познавательное развитие детей-дошкольников» в рамках марафона «Энциклопедия родителей дошкольника»
💠1–3 года. Движение — жизнь!
Навык управления собственным телом. Основная задача ребенка в три года — освоить собственное тело, двигаться как можно больше и разнообразнее. Речь идет пока не столько о мелкой моторике, сколько о крупной: об умении ходить, бегать, прыгать, лазить, ползать, играть с мячом, кататься на самокате, носить в руках предметы, наклоняться… Между прочим, формально ребенок учится ходить до 9–10 лет: для него может оставаться непростой задачей соблюдать ровный темп, не шататься, одинаково уверенно ходить по асфальту и по кочкам, по песку и камням. То же касается и бега: активный, «правильный» бег — это навык, который приходит к ребенку не в три года, а много позже. В общем, стоит помнить о том, что для дошкольника базовая задача — активно осваивать движение как в три года, так и в шесть, и в семь.
Эмоциональный интеллект. Работа над ним уже началась в самом раннем возрасте, и сейчас она должна продолжаться. Эмоциональный интеллект нельзя взять и развить за год в рамках общей подготовки к школе: это определенный образ жизни и модель отношений. Ребенок с трех месяцев различает выражение лица мамы и папы, отвечает на улыбку оживлением, настораживается, если у взрослого сдвинутые брови… В три года он продолжает учиться эмоционально реагировать на все происходящее, справляться с негативными проявлениями в свой адрес, понимать, что он сейчас чувствует, и проживать разные эмоции.
Учтите, что гнев и раздражение взрослых имеют свойство парализовать ребенка и тормозят его развитие; так что, если попытки обучить ребенка чему угодно заканчиваются вашим раздражением, лучше отложите занятия или передайте эту задачу кому-то другому, а с ребенком занимайтесь только тем, что вас радует.
Развитие речи. Именно речи! Не письмо и не буквы, не зазубривание алфавита и выучивание названий всех видов животных и деревьев. Все это потом, а пока разговаривайте с ребенком, задавайте ему вопросы и выслушивайте его ответы. Учите ребенка строить предложения, выражать свои мысли, помогайте подбирать слова, развивайте словарный запас. Это — программа максимум; она достаточно сложна, чтобы бросить на нее все силы и не забивать ребенку голову другими вещами.
💠3–4 года. Дорогу почемучкам!
Актуальные задачи развития — все то же самое, но еще добавляется несколько.
Расширение кругозора, познавательное развитие. Ребенок начинает постепенно наполнять свою «копилку» знаний. По сказкам он выучивает времена года, праздники, различные блюда, виды животных и растений, занятий, виды транспорта… Хорошо усваивает информацию в игре и в деятельности: не торопитесь усаживать его за парту и читать длинные лекции на 20 минут (для четырехлетнего 20 минут — это действительно длинные). Лучше давайте ему потрогать, пощупать, попробовать, предложите последить за тем, как тает лед на улице во время оттепели, как замерзает вода в морозилке, как различаются по весу предметы из разных материалов, что вы чувствуете, когда едете в трамвае, метро и автобусе… Рассказывайте обо всем, о чем ребенок спросит: к счастью, сейчас не нужно быть энциклопедистом — любой ответ можно в крайнем случае нагуглить и изучить вместе с ребенком.
Эмоции. В этом возрасте ребенок очень внимателен к эмоциям взрослых, он постоянно считывает родителей и других значимых взрослых. Может испытывать страх в общении и начинает понимать, почему «Та тетя ему нравится, а эта — нет». Пора понемногу учить ребенка ждать, откладывать желаемое: мороженое купим сейчас, а съедим дома; папа придет вечером, и вы с ним поиграете в машинки. Вообще дети в 3–4 года не умеют ждать «по умолчанию»: их придется терпеливо, спокойно обучать этому навыку.
Коммуникация. До трех-четырех лет дети играют рядом, но не вместе; теперь наступает пора взаимодействия. Это крайне серьезная задача: выбирать себе партнера, учиться приглашать в игру, проситься в игру, распознавать суть игры (Что делают дети? Что я должен делать, чтобы у нас получилась общая игра? Что я могу придумать в рамках данной игры?). Здесь потребуется ваша помощь: разыгрывайте сюжеты, проговаривайте, что можно сказать другому ребенку в одной, в другой ситуации.
Ребенок также начинает осваивать коммуникацию с другими взрослыми: азы этикета, навык слушания, понимания и ответа на вопрос, а также важнейшее умение защищать свои личные границы и правильно выходить из ситуации, когда коммуникация для тебя опасна или просто навязана.
💠4–5 лет. Освоение мира
Актуальные задачи развития — все то же самое (что уже немало!) и еще несколько.
Запас сведений и знаний. Продолжаем помогать ребенку активно накапливать знания о себе и о мире. По-прежнему лучше получать эти знания «в полевых условиях», на реальном практическом опыте, в процессе игровой деятельности. 4–5 лет — это тот самый возраст, когда родители начинают загружать в голову ребенка массивы энциклопедических знаний; это не хорошо и не плохо, но это серьезная нагрузка на ребенка. В зависимости от того, как он справляется с базовыми задачами (эмоции, движение, речь), можно давать больше или меньше знаний, но лучше всего руководствоваться правилом: отвечай, если ребенок спрашивает. Для учебной мотивации крайне важно, чтобы ребенок мог получать информацию по запросу, именно о том, что его интересует, а все остальное может и подождать.
Творчество. Для ребенка 4–5 лет крайне важна свобода действий. Постарайтесь найти время и пространство для свободного самовыражения: пусть ребенок создает все, что ему вздумается, и пробует все, что ему может быть интересно. Можно сходить на пробные занятия по музыке, танцам, рисованию, лепке или устроить все то же самое дома.
Свободная игра. Иногда у нас возникает иллюзия, что ребенок, когда не ест, не спит и не на занятиях — бездельничает. На самом деле в эти драгоценные минуты и часы он творчески созревает, в его голове рождается импульс к свободной игре, он начинает смело и ярко выражать себя. Все это необычайно ценно, поэтому постарайтесь сделать так, чтобы у ребенка каждый день оставалось время на «безделье» и полноценную игру.
Движение. Последите за тем, чтобы самая основная задача развития — активное движение — не ушла на второй план. Ребенку очень важно оставаться активным, двигаться, бегать, лазать, и если любые интеллектуальные занятия отнимают у него возможность активно двигаться, подумайте, так ли они вам нужны.
💠5–7 лет. Предшкольная пора
Актуальные задачи — все то же самое (а это уже буквально полный рабочий день), плюс к этому:
Активное развитие речи. Это то, на что точно нужно обратить внимание: речь — хлеб будущего первоклассника. Сейчас многие дети приходят в школу с несформированной речью, и это становится серьезным препятствием для освоения чтения и письма, а также для общения со сверстниками.
Если есть проблемы с произношением, фонематическим слухом, если ребенок путает или переставляет слоги в слове, обратитесь к логопеду. Как можно больше общайтесь с ребенком на любые интересные ему темы, инициируйте полноценные диалоги (то есть вы делитесь мнениями, каждый задает вопросы, каждый высказывается, даются аргументы, возникают споры и т.д.). Больше читайте ребенку вслух: это настоящий живой родник для его собственной речи.
Больше акцента на мелкую моторику. Вот тут самое время заняться графическими движениями. Это движения ручкой на плоскости листа: водить пальцем по планшету или мелком по асфальту тоже важно, но это другой тип движения. Продолжайте играть с бусинами, пуговицами, шнуровками, гайками и винтиками, мелкими машинками, счетными палочками и любыми другими доступными мелкими предметами.
Личностное развитие. Помимо активного развития мышления, памяти, внимания, о которых так много и справедливо говорят современные педагоги, у ребенка возникает сложнейшая актуальная задача: понять и познать себя. Что мне нравится и что нет? Чем я могу удивить других? Что есть во мне такого, чего нет в Маше или Сереже? Почему со мной может быть интересно играть, а почему не очень? Что я люблю? Из чего я состою: из каких эмоций, слов, воспоминаний, увлечений? Это очень тонкая внутренняя работа, которая начинается сейчас и будет продолжаться долгие годы.
Социализация. Первые споры, первые конфликтные ситуации, первые недопонимания и, возможно, разочарования в процессе общения со сверстниками. Ребенок постепенно осваивает навык играть по заданным правилам, слушать инструкцию воспитателя или педагога — и действовать по инструкции. Быть частью группы, оставаясь собой.
💠Пробегитесь глазами по всем описанным выше задачам.
Согласитесь, это очень много, и это то, без чего ребенку будет очень сложно радовать вас своими достижениями потом, когда дошкольная пора закончится.
Все эти задачи требуют ресурсов: времени, сил, внимания взрослых. Вы уверены, что сможете добавить математику и английский, балетную или музыкальную школу, чтобы это было не во вред базовым задачам развития? Если уверены, пробуйте, если нет, не спешите. У вас будет время познакомить ребенка со всеми интересными делами, которые есть в жизни.