«Компьютерные игры могут быть полезны ребенку, если правильно их использовать»
Принято считать, что компьютерные игры — зло. С этим согласны почти все родители и уж точно все педагоги. Однако зайди в вагон метро — и увидишь детей, играющих на мамином смартфоне. Загляни на перемене в школу — там дети тоже будут увлеченно тыкать в планшеты.
Компьютерные игры — это гигантская индустрия, фантастически мощный влиятельный рынок, от которого все равно невозможно изолировать детей. И раз компьютерных игр не избежать, стоит продумать, как правильно использовать ее, чтобы они приносили пользу.
Не стоит сражаться с ветряными мельницами. Конечно, среднему дошкольнику полезнее бегать, играть в сюжетно-ролевые игры и лепить из пластилина, чем играть в приставку или утыкаться в смартфон. Но, если даже мы зададимся целью полностью оградить ребенка от компьютерных игр, у нас это получится только ценой благополучия самого ребенка. Исключить его из среды? Противопоставить ему весь его класс, всю группу детского сада, в которой все знают, что такое майнкрафт и тетрис? А что делать, когда однажды вы полетите на самолете, а там практически каждый первый ребенок старше полутора лет коротает время с виртуальной мозаикой или мультиками? В общем, эффективнее взять практику компьютерных игр под контроль, задать правила, озаботиться выбором контента, но не исключать и не запрещать.
Для начала не будем излишне обобщать. Как тридцать лет назад о детях говорили «жертвы экранов», так о нынешних дошкольниках говорят «жертвы видеоигр». Но почему сразу жертвы? Рынок компьютерных игр невероятно разнообразен, постоянно растет и старается отвечать потребностям потребителей. Объемы рынка видеоигр исчисляются миллионами единиц. Так неужели все они одинаково вредны и опасны? Очевидно, что нет.
Где установить границы? Во-первых, время, которое ребенок-дошкольник может спокойно проводить за компьютерными играми. Единовременно это не более 15–20 минут, не чаще 1–2 раз в день. Во-вторых, контент. В силах родителей выбирать игры, учитывая контент, цель игры, степень агрессивности и «взрослости».
В чем потенциал компьютерных игр? Во-первых, для развития ребенка полезен любой опыт различных видов деятельности. Игры могут это дать: сложил, рассортировал, раскрасил, продумал путь, разрушил, систематизировал, запомнил… Иногда в одной игре можно встретить дюжину разных видов деятельности.
Во-вторых, многие игры позволяют познакомить ребенка с окружающей его действительностью: как работает кафе, какие животные живут на ферме, как растет свекла, а как яблоки и кукуруза — все это можно наблюдать в типичном «тайм-киллере» вроде «Веселой фермы».
В-третьих, все компьютерные игры так или иначе учат ребенка концентрировать внимание. Это тоже очень важный навык. Кроме того, при правильном выборе игры можно помочь ребенку сформировать память, внимание, отчасти моторику, отчасти различные виды мышления.
А чему игры никогда не научат? Прежде всего, компьютерные игры не могут научить читать и писать, но могут отчасти подготовить к письму и чтению. Прошу родителей не попадать в эту ловушку: если ребенок водит пальчиком по экрану, обводя букву, этот опыт идет «по касательной»: только если совершать графические действия, можно приобрести графический навык. Только с ручкой в руках, а раньше — с пластилином, бусинками и шнурками. Совершенно точно, что завязывать шнурки на ботинках полезнее, чем учиться писать по экрану.
Да и чтению больше поможет контакт со взрослым: когда вы читаете ребенку книгу и затем обсуждаете прочитанное. Выучить буквы как знаки — да, можно при помощи компьютера, но это лишь один из компонентов подготовки к чтению.
В чем объективная опасность? При неустановленных временных границах главная опасность компьютерных игр — в нездоровых привычках и нарушении естественного режима дня. Увлекшись телефоном, ребенок подолгу сидит в неудобной позе, напрягает зрение, привыкает к малоподвижному образу жизни, нередко при этом нарушается режим питания… Этого допускать, конечно, нельзя.
Есть риск возникновения зависимости. Часто она рождается в ситуации, когда родители «успокаивают» ребенка телефоном, если он расстроен, капризничает, требует чего-то или страдает от одиночества. Таким образом не сама игра, а именно мы сами вызываем у ребенка неадекватное отношение к играм, делаем их главным средством утешения.
Пожалуй, самое главное — не пытайтесь заменить ребенку материальный мир компьютерными играми. Полезной игра будет не «вместо», а «вместе». Ребенок посмотрел на экране, как выглядят жираф, лев, козел и зебра, а после этого он видит их в зоопарке. Построил дом из виртуальных кубиков, а потом гуляет на улице, рассматривает разные дома, трогает руками кирпичи, камни, дощечки — вот тогда компьютерная игра и «заиграет» на пользу.
Есть ли игры, в которые играть совсем не надо? Очевидно, что сразу исключаются игры излишне жестокие (кровь, война, уничтожение, насилие и т.д.).
Дошкольникам нужно с осторожностью предлагать игры на скорость: в возрасте 4–6 лет им важнее сделать добротно и в своем темпе, а включенный таймер может невротизировать. К тому же постоянный неуспех создает негативный опыт.
Все остальные игры при разумном и внимательном отношении родителей можно понемногу пробовать. Главное — вовремя менять виды деятельности и не засиживаться на одной игре, пусть даже очень развивающей и полезной.
Интервью провела Александра Чканикова
***
Физиолог и психолог Марьяна Михайловна Безруких станет одним из участников лектория на нашем благотворительном фестивале «Family Tree Fest: живу, играю, помогаю!», который пройдет в Москве 12 октября 2019 года.
Предварительная регистрация уже открыта: /single-materials/predvaritelnaja-registracija-na-family-tree-fest