Ролевая игра как точка развития воли

Продолжаем разговор об играх для младшего школьного возраста. В предыдущей статье мы уже упоминали о том, что младшие школьники «добирают» эмоционально-волевую сферу с помощью игр. Сегодня поговорим подробнее о том, как и зачем взрослый может помочь школьникам организовать игру.
Поделиться

Обычно слово «воля» ассоциируется с железными нервами, стальным характером, решительностью и «волевым подбородком». Совсем иное значение это слово приобретает в психологии. Здесь «воля» связана просто с умением управлять своим поведением.

Эта возможность или «произвольное поведение» — важнейшее достижение в психическом развитии ребенка старшего дошкольного возраста (согласно классическим нормам начала – середины XX-го века). К этому возрасту ребенок, вместо того чтобы отвлекаться на все яркое, громкое и привлекательное вокруг себя, как делают малыши, учится выделять главное и нужное в конкретной ситуации, сравнивать и принимать решения. Другими словами, «учится себя вести», т.е. контролировать собственное поведение, заменяя внешние раздражители как главные регуляторы поведения на внутреннюю, сознательную, мотивацию.

Именно в этой эмоционально-волевой сфере у современных детей часто обнаруживается дисбаланс. При более развитых, чем у сверстников середины двадцатого века, телесности и интеллекте, их отличают пониженные способности к волевой саморегуляции: многие дети импульсивны, им сложно удерживать внимание и контролировать свои эмоции и действия.

Помочь здесь может, в первую очередь, ролевая игра. Принимая на себя роль и проживая всю систему мотивов и отношений, которые за ней стоят, ребенок учится добровольно подчинять им свое поведение. Именно через ролевую игру дошкольник впервые получает опыт саморегуляции и тренирует свою волевую сферу самым правильным, естественным образом.

В современных реалиях, где время на такую игру значительно сократилось за счет всевозможных образовательных активностей и других видов игр (в первую очередь, компьютерных), ролевая игра становится еще более актуальной для младших школьников.

Такая игра у детей этого возраста обычно носит более самостоятельный характер и требует от взрослого прежде всего деликатности. Особенно важно выделить время и пространство для игры, которые должны быть свободны от каких-либо других требований и притязаний, а также непрошеных вторжений взрослых. Хорошо, если у детей есть доступ к различным материалам для трансформации среды (дома это могут быть подушки, ткани, мебель; на улице — ветки, песок, возможно, доски или картон) и собственного перевоплощения.

Если детям сложно придумать сюжет или просто начать играть, взрослый может попробовать подсказать. Один из лучших способов это сделать — вместе смастерить какой-нибудь вдохновляющий предмет, который сможет стать отправной точкой для игры. Например, можно предложить совместное изготовление волшебных палочек из фольги и цветной бумаги или производство конфет и мороженого. Почти наверняка кому-то из детей сразу же придет в голову идея открыть магазин или кафе или, например, поиграть в волшебников.

Как только игра началась, задача взрослого должна сводиться к минимальному в ней присутствию — именно самостоятельные ролевые игры позволяют по-настоящему развернуться детскому воображению и создают «взаимно развивающие» условия для детей за счет необходимости договариваться и подстраиваться друг под друга.  

Еще один вид очень полезных в старшем дошкольном и младшем школьном возрасте игр — это игры с правилом. К ним относятся как подвижные игры, вроде казаков-разбойников, так и настольные. О том, как их выбирать, организовывать и какую пользу они приносят, я расскажу в следующей статье.

(Предыдущие материалы по теме «Психология игры» вы можете найти по тегу «игры»).

Вас может заинтересовать:

Вас могут заинтересовать эти статьи