Выбирайте школу как партнера по бизнесу

Вы и школа — вместе надолго: следующие 1–11 лет вам сообща предстоит заниматься обучением, питанием, досугом, воспитанием вашего ребенка. Выбор школы — почти то же самое, что выбор подрядчика для сверхважного проекта или заключение контракта с новым партнером. Попробуем примерить схемы, обкатанные на работе, к одному из важнейших семейных решений! Лично мне этот нехитрый прием очень помог.
Поделиться

Шаговая доступность

Представьте: вам нужно найти компанию, у которой вы будете заказывать сырье (экспертизу, аудит, картриджи для принтера). И находите идеальный вариант: лучшая цена, прекрасные условия, любезный менеджер — только все это в Хабаровском крае, а вы, скажем, в Питере. Очень обидно, но эффективным решением будет с сожалением отказаться. Просто посчитайте, сколько раз самолеты с вашим сырьем будут вылетать не вовремя из-за плохой погоды, аудиторы опаздывать (без возможности встретиться с ними и переговорить с глазу на глаз прямо сегодня), а картриджи увязать в снегу, пока их доставят до вас. Это мы еще финансовые затраты не посчитали.

Решение. Я выбирала школу так, чтобы для моего ребенка это было не больше получаса от двери до двери и максимум на одном виде транспорта. Без пробок. Без пересадок в час пик. А лучше всего — пешком. В поле моего внимание попало не так уж мало школ: около двадцати. Самая дальняя была в пяти остановках на метро по нашей ветке — это важно еще и на тот случай, если ребенок забудет в школе важную тетрадь или будет созвано экстренное родительское собрание.

 

Прозрачность

Заказывая у сторонней компании, например, пакет SEO-услуг, вы ведь просите портфолио? Проводите с кандидатами беседы, не жалея времени? А если кандидат говорит: «Вы все равно в этом ничего не поймете, зачем вы спрашиваете?» Или «У меня нет времени с каждым клиентом обсуждать политику моей фирмы», или «Я не имею права показывать вам документацию»… Маловероятно, что вы захотите сотрудничать дальше. То же и со школой: стоит ли идти туда, где администрация не считает нужным посвящать вас в ваши общие дела?  

Решение. Пришлось не лениться и зайти в здания понравившихся школ. В трех из пяти меня технично выставили из школы: все есть на сайте, приемные часы по понедельникам, никто не имеет права заходить в здание школы, идите-идите. Еще в одной мне вежливо назначили встречу (по сути, те же приемные часы, но мою фамилию записали в тетрадку и дали номер телефона канцелярии). В третьей, наверное, повезло: мимо пробегал сам завуч, остановился, пожалел, что торопится и сам назначил встречу на следующий день — правда, поздно вечером. В трех случаях из пяти я не стала дальше мучиться, в двух — получила хотя бы готовность к сотрудничеству.

Качество предоставляемой услуги

Тут лишних слов не нужно. Вы не будете заказывать клининг у фирмы, которая моет плохо. Не станете брать кредит в банке, у которого на обе ноги хромает сервис. То же и здесь: нам нужно, чтобы ребенка учили хорошо. Это «хорошо» у каждого свое, но каждое «хорошо» стоит выяснить и проверить.

Решение. Прежде всего, уточните для себя ваши критерии качества обучения. Как у вас сдают ВПР (Всероссийские проверочные работы)? С какого класса дети принимают участие в олимпиадах и в каких? Как часто вы ездите на экскурсии? Есть ли у вас мастерская с гончарным кругом, собственная типография, театральный кружок? Все это обычно можно выяснить на сайте школы (официальные документы, отчеты, даже видео с концертов и списки победителей конкурсов школа обязана своевременно вывесить на сайт). Если этого недостаточно, спросите представителя администрации при личной аудиенции. Пожалуйста, не стесняйтесь, это важные вопросы. Если вам не идут навстречу — смотрите пункт 2.

 

Дружелюбие

В бизнесе этот фактор трудно формализовать, но он играет не последнюю роль. На переговорах вы попросили чай, его принесли спустя полчаса, холодный, и не извинились. Или у стойки секретарь смерил вас таким взглядом, словно вы пришли продавать с рук косметику. Почему-то в школе мы чаще бываем готовы принимать холодное к себе отношение, «проглотить» неприязнь принимающей стороны. А стоит ли это делать?

Решение. Довелось мне однажды побывать на дне. На дне открытых дверей в одной неплохой, вроде бы, школе. На третьей минуте директор получила вопрос из зала: «А как у вас с питанием?» — и начала, повышая голос и срываясь на крик, оправдываться, что кормят у нас как везде и никаких руккол с семенами чиа вы тут не ждите, и если что не устраивает — прошу жалобу в письменном виде. Директора очень жаль — дела у нее явно нехороши, но мои дети в эту школу не пойдут. В другой школе во время ливня охранник гнал бабушек из «предбанника»: якобы, им тут не место, пусть детей своих у подъезда ждут. Можно послушать, проходя мимо, как воспитатели продленки говорят с учениками, как завуч общается с учителем — это всегда красноречиво говорит о школе.

 

Выполнимость предъявляемых требований

Лично я очень люблю, когда мои партнеры сами задают мне круг своих ожиданий: это удобно и позволяет сразу понять, сработаемся ли мы. И тут с меня — честный ответ, смогу ли я выполнить требования, которые мне предъявляют. Крупная сеть магазинов электроники заявляет: нам нужен такой копирайтер, чтобы до 22:00 мск проверял почту каждые 10 минут и в любое время дня и ночи писал бы нам рассылку. Ваша компания, подумав, либо отвечает «Да» и держит у себя ночного копирайтера, либо отвечает «Нет» и больше к этому вопросу не возвращается. Так же и в школе.

Решение. Если на встрече с родителями директор гимназии говорит, что вам придется все уроки делать с детьми или раз в два месяца печь блины и клеить дворцы из картона, или самостоятельно придумывать для ребенка список книг для летнего чтения — отнеситесь к этому серьезно. Не нужно думать, что ваши дети уж точно справятся сами. На этом этапе полезно понимать буквально все слова будущего партнера и объективно относиться к своим возможностям. Школа ЛИТ в Москве, «Интеллектуал» и целый ряд других мне очень симпатичны тем, что на своих собраниях сразу оглашают список всех требований к родителям. Многие встают и уходят — и это лучшее, что они могут сделать для своих детей.

 

Ценности

Мы не делаем рекламу производителям, которые изготавливают изделия из натурального меха и испытывают химические средства на животных. Мы не закупаем продукты у неэкологичных ферм. Мы не работаем по выходным. Мы не печатаем рукописи, не прошедшие корректуру. Кому-то кажется, что в бизнесе это лишняя информация и все дело в фактической выгоде, но на самом деле это и есть тот ключ к вашему партнеру. Просто вы либо отдаете себе в этом отчет, либо нет.

Решение. Сколько бы ни говорили мы о том, что унитаризм поглотил все уникальные школы, а все же есть у многих школ свой собственный вкус и запах, свои убеждения и позиция. Если на дне открытых дверей вам говорят: «Мы предпочитаем не общаться с родителями без надобности, у нас все решения принимают дети», — вам это может не понравиться, но это позиция. Если говорят: «Мы за то, чтобы ребенок все делал сам, поэтому не примем у вас поделки, сделанные откровенно мамой», — вам тоже может не понравиться, но это позиция. Постарайтесь сделать так, чтобы вы и школа (вы и учитель — тоже хороший вариант) совпали позициями. Тогда сотрудничество почти точно состоится.

 

Отзывы клиентов

Отзывы на сайте самой компании кто-нибудь принимает в расчет, выбирая себе партнера? Я тоже нет. Мне вообще интереснее всего, что говорят о компании те, кто в ней поработал, и те, кто с ней давно сотрудничает.

Решение. Отзывы о школах пишут либо те, кого очень попросили, либо те, у кого наболело. Причем наболеть может и что-то хорошее, но чаще, конечно, плохое. Тут ни о какой объективности речи идти не может. Если хотите «чистых» отзывов, найдите возможность пообщаться с родителями и самое главное — с детьми, которые в эту школу были вхожи. Выпускница одной профильной школы в Москве сказала мне так: «Да то же самое, что и везде. Те же макароны, те же учителя. Три хороших, три ужасных, остальные терпимые». Вывод — игра не стоит свеч.

Еще одна ученица третьего класса сказала: «Нам в школе, если мы грустные, учитель сначала яблоки раздает, а потом урок начинает». Вот это информация! А еще моя дочка, второклассница, недавно нарисовала герб своей школы — карандаш и ласточку. Объяснила так: «Мы много пишем, рисуем, делаем руками. А ласточка — потому что нам дают много свободы, мы можем летать». К слову, районная школа, в пяти минутах ходьбы от дома.

 

Принятие недостатков

Важный пункт, нельзя его пропустить. Вы уже практически выбрали себе партнера: близко, удобно, прозрачно, но есть несколько недостатков. Скажем, они медленно отвечают на электронную почту. Просят многовато денег за дополнительные услуги. Не вносят правок в дизайн после дедлайна. Но если мы работаем, то мы работаем. И тогда больше никаких претензий к их недостаткам, только полное понимание и осознание своего выбора.

Решение. Если в вашей школе божественные учителя, нежная атмосфера, лучшие в мире кружки, но ужасная столовая — вы придумываете, как кормить ребенка без ее участия, и больше не жалуетесь на столовую. Или продолжаете поиски. Если в школе божественное все, включая учителей и питание, но совсем никакой ремонт и нет смарт-досок — вы принимаете это, возможно, ищете спонсоров, но не сетуете. Или продолжаете поиски. И так далее, по всем возможным пунктам.

 

Мнение основного потребителя

Тут совсем коротко: если по итогам первого полугодия в школе вам все нравится, но не нравится вашему ребенку — значит, с поисками вы не закончили. Нужно думать дальше, искать, советоваться, пробовать, потому что школа — это тот костюм, который шьют родители, но носят дети. И тут главное, чтобы удобно было им. И вот уж ради кого мы готовы отказаться от пяти часов английского в неделю, согласиться ездить на другой конец города и обратно, вытерпеть неудобный график и отсутствие парковки. Потому что мы хорошие партнеры прежде всего своим детям.

Вам может быть интересно:

Вас могут заинтересовать эти статьи