Сюжетные игры с 3 до 6 лет: фантазия без границ

Мы подошли к самому богатому в отношении игры возрасту — дошкольному, и тем игрушкам, которые для него нужны. Колонка эксперта игровой педагогики Александры Романовой.
Поделиться

Особенности сюжетной игры

С точки зрения отечественной школы возрастной психологии, дети в возрасте от трёх до шести лет должны, в первую очередь, играть в сюжетные игры. То есть придумывать истории и проживать их вместе с партнерами по игре или с игрушками-персонажами.

Впрочем, сюжетная игра настолько разнообразна, непредсказуема, неоднозначна, что отделить её от подвижной или игры-эксперимента в реальной жизни довольно сложно: они то и дело перетекают друг в друга.

Сюжетная игра появляется в жизни ребенка позже других. Она развивается из простых предметных действий, которые характерны для игры детей от года. Качественное отличие в том, что после 3 лет ребёнок начинает наделять предметы символическим значением. Например, дамская сумочка уже не просто интересный предмет, который можно открывать, закрывать, класть в неё разные вещи, но ещё и атрибут женщины, мамы. А если сумочку взять в руки, можно «стать мамой».

 

Развиваем воображение и творческое мышление

Ребёнок открывает для себя эти волшебные свойства предметов постепенно. Через первые «процессуальные действия» (отдельные элементы сюжетной игры) он учится видеть в вещах их символическое значение. Вместе с родителями он учится кормить и укладывать спать мишку, готовить кашу, строить из кубиков башню. Постепенно отдельные действия начинают складываться в историю и к четырём годам дети, как правило, легко находят сюжеты и с удовольствием принимают на себя роли различных персонажей.

Через сюжетную игру развивается символическая функция мышления (возможность представлять понятия и оперировать ими), воображение и умение творчески решать задачи. Внутри сюжетной игры развиваются важнейшие личностные качества ребенка: от умения сотрудничать и моральных суждений до уверенности в себе.

Наконец, если обратиться к психоаналитической традиции, сюжетная, символическая игра — посредник между бессознательным и сознанием ребёнка. Она позволяет проговаривать и проживать важные для малыша события и впечатления, является для него средством самосознания. Игрушки в рамках этого подхода часто понимаются как символическое выражение различных чувств и отношений ребёнка.

Правильные игрушки

Какими же должны быть игрушки, которые будут поддерживать сюжетную игру? В первую очередь, «открытыми», то есть допускающими разное использование. Кукла не должна выражать единственное настроение или характер; машинка или дом должны допускать разное использование, превращаясь то в грузовик и сарай, то в легковой автомобиль и виллу. Кроме игрушек-персонажей (кукол, фигурок, мягких игрушек), транспорта и кукольных домов, нужны кукольные аксессуары — посуда, мебель, одежда, туалетные принадлежности и т.п.

В качестве игрушек для сюжетных игр пригодятся конструкторы и кубики, из которых можно строить и ландшаф, и недостающих участников. Совершенно необходимы и «предметы неопределенного назначения»: всевозможные шарики, палочки, ленточки, природные материалы. Они часто становятся «предметами замещения» в игре и заменяют самые разные объекты, необходимые по сюжету, одновременно позволяя ребёнку использовать свою фантазию и креативность.

Для ролевых игр понадобятся еще ткани, ленты и прищепки — для перевоплощений и строительства «домов». Вообще же дети часто сами находят нужные им предметы в самых неожиданных местах: среди коробок с настольными играми, бытовых предметов, игрушек младших братьев и сестер…. Эту находчивость стоит поощрять — умение видеть в привычных вещах новое значение и есть основа творческого мышления.

Вам может быть интересно:

Вас могут заинтересовать эти статьи